Верховный суд поддержал позицию ФАС России о разграничении понятий "используемый" и "поставляемый" товар на госзакупках
Ведомство определило 3 критерия, при которых заказчик не вправе требовать от предпринимателей в составе заявки предоставления конкретных показателей товара – это является результатом обобщения и анализа практики применения законодательства Российской Федерации в сфере контрактной системы.
Ранее в Верховный суд России с иском к Федеральной антимонопольной службе обратилась компания «Дива Румина». Она указывала на то, что письмо* ведомства об установлении требований к составу заявки в части «используемого» и «поставляемого» товара носит не только разъяснительный характер, но и законотворческий, при этом указанные разъяснения противоречат нормам Закона о контрактной системе (44-ФЗ).
Изучив все доводы сторон, Верховный суд Российской Федерации поддержал позицию ФАС России, согласно которой заказчик при закупке работ и услуг не вправе требовать в составе заявки предоставление конкретных показателей товара, если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Законом о бухгалтерском учете;
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить/оказать такую работу/услугу.
Например, при выполнении работ по текущему ремонту обои и клей не передаются заказчику, а используются при выполнении работ. Следовательно, в такой ситуации заказчик не вправе требовать от участника закупки указания в заявке конкретных показателей этих товаров.
При этом в случае, если при выполнении работ по текущему ремонту также производится установка кондиционера, то заказчик вправе требовать указания в заявке на участие в закупке конкретных показателей этого товара, так как кондиционер передается заказчику по результатам выполнения указанных работ, принимается к бухгалтерскому учету заказчика и не является строительным или иным расходным материалом, используемым при выполнении работ, оказании услуг. Кроме того, суд согласился с ФАС России в том, что содержащиеся в письме разъяснения и рекомендации не выходят за рамки толкования положений действующего законодательства и не влекут изменение правового регулирования.
Отметим, письмо, адресованное территориальным управлениям антимонопольного органа, является результатом обобщения и анализа практики применения законодательства Российской Федерации в сфере контрактной системы.
Начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов сообщил, что Верховный суд Российской Федерации поддержал выводы ФАС России, изложенные в письме, и отказал ООО «Дива Румина» в удовлетворении заявленных требований. Таким образом, суд подтвердил право ведомства выпускать разъяснения применения законодательства. В целях предупреждения нарушений на госзакупках, участникам системы госзаказа рекомендуется учитывать в своей работе разъяснения службы.
Справочно:
* Письмо ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)".
Последнее изменениеВторник, 09 Февраль 2021 22:45
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 28.02.2024 "ФАС обзор практики на 2023 год"
- Вебинар от 05.02.2024 "Практика оспаривания жалоб Заказчик и Поставщик"
- ФАС за 6 месяцев 2023 года служба выявила 15815 нарушений при проведении госзакупок
- Совместное письмо Минфина России от 17.02.2023 № 24-01-07/14000 и ФАС России от 17.02.2023 № ПИ/11943/23 "Об осуществлении в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные ..."
- ФАС посчитала лишним требование документов об оплате договора для оценки опыта по Закону № 223-ФЗ