Законопроект о банковских гарантиях при закупках госкомпаний у малого бизнеса принят Госдумой во II чтении
Госдума РФ приняла во II чтении законопроект (№1116818-7) об установлении единых требований к банковским гарантиям по обеспечению заявок и исполнению договоров при проведении госкомпаниями конкурентных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
Сам документ был подготовлен и внесен на рассмотрение Госдумы правительством РФ в начале прошлого года. Законопроект предусматривает, что субъекты МСП при участии в закупках госкомпаний смогут предоставлять банковские гарантии, выданные любым банком, включенным в перечень финансовых организаций, имеющих право предоставлять гарантии по обеспечению заявок и исполнению контрактов в рамках госзакупок. В настоящее время в этот перечень включено около 200 банков.
Сейчас госкомпании могут произвольно определять конкретные банки, которые могут выдавать банковские гарантии при проведении закупок.
Также законопроектом предполагается установить единые требования к банковским гарантиям, которые используются для обеспечения заявок и исполнения договоров, а также к выдающим их банкам. Кроме того, документ предусматривает, что банковские гарантии, выдаваемые субъектам МСП для обеспечения заявок или исполнения контрактов с госкомпаниями, должны включаться в единый реестр банковских гарантий, который ведется в рамках Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок.
Еще одно положение законопроекта предусматривает наделение правительства РФ полномочиями по утверждению формы банковской гарантии, формы требования об осуществлении выплаты по гарантии, дополнительных требований к банковским гарантиям.
При внесении законопроекта в Госдуму министр финансов Антон Силуанов говорил, что это сделает конкурентные закупки госкомпаний у субъектов МСП более прозрачными. Единая форма позволит избежать избыточных требований к банковским гарантиям, что в перспективе даст возможность перевести их в электронный вид и обеспечит автоматизацию проверки таких гарантий.
Ранее в материалах Минфина отмечалось, что новация направлена на исключение негативной практики, при которой заказчики самостоятельно определяют "узкий" список таких банков, в том числе аффилированных с заказчиками.
Помимо этого, в законопроект включена норма о штрафных санкциях для банков, которые не выполняют свои обязательства по гарантиям. Она дополняет законы "О контрактной системе" (44-ФЗ) и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ) положением, по которому за каждый день просрочки по выплате банковской гарантии банки будут платить заказчикам неустойку в размере 0,1% от суммы соответствующей банковской гарантии.
По действующей редакции 223-ФЗ, крупнейшие госкомпании должны закупать у субъектов МСП не менее 25% годового стоимостного объема договоров. При этом доля спецторгов (в них могут принимать участие только субъекты МСП) должна составлять не менее 20%. В текущем году эта норма распространена на все госкомпании, общее число которых составляет около 20 тыс.
В 2020 году объем закупок крупнейших госкомпаний у субъектов МСП составил 3,9 трлн рублей, что на 5,3% больше аналогичного показателя 2019 года. Кроме того, "Корпорация МСП" отмечала рост в 2020 году числа поставщиков из числа МСП на 11,2%, а также увеличение номенклатуры товаров, закупаемых госкомпаниями у субъектов МСП, до 489 тыс. позиций с 439 тыс. в 2019 году.
Как сообщалось, в рамках нацпроекта по поддержке предпринимательства объем закупок госкомпаний у субъектов МСП по итогам 2021 года должен достигнуть 3,8 трлн рублей, а в 2024 году - 5 трлн рублей.
"Корпорация МСП" сообщала, что к 20 декабря 2021 года объем закупок крупнейших госкомпаний у субъектов МСП составил 3,75 трлн рублей. Ими было заключено 436 тыс. договоров с более 117 тыс. поставщиками.
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 20.11.2024 "44-ФЗ и 223-ФЗ - основные нюансы участия"
- Вебинар от 31.10.2024 "Обзор основных нарушений заказчиков"
- Решение Арбитражного суда от 19.07.2024 по делу № А 40-88523/24-94-675 "Правомерное требование заказчика о предоставлении обеспечения заявки в виде независимой гарантии"
- Письмо Минфина РФ от 09.10.2024 № 23-07-09/97804 "О проведении мониторинга и оценки соответствия в отношении заказчиков, применяющих часть 8.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ"
- Письмо Минфина России от 16.09.2024 № 24-06-06/88175 "Об учете в объеме закупок у СМП, СОНКО закупок с привлечением к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО"