Menu
RSS
A+ A A-

Подпишитесь на наши группы в соцсетях и будьте в курсе последних новостей

Вконтакте Facebook Twitter
Одноклассники Instagram Google+

Можно ли при заключении контракта по 44-ФЗ устанавливать в контракте неустойку (штраф, пени) выше чем установлено законодательством в области госзакупок?

Правомерно ли положение контракта, заключенного между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и государственным заказчиком - абонентом (казенным учреждением) на холодное водоснабжение и водоотведение, о том, что за просрочку исполнения заказчиком обязательства по оплате начисляются пени в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России от не уплаченной в срок суммы?

Ответ: Учитывая судебную практику, положение контракта, заключенного между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и государственным заказчиком - абонентом на холодное водоснабжение и водоотведение, о том, что за просрочку исполнения заказчиком обязательства по оплате начисляются пени в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России от не уплаченной в срок суммы, неправомерно.

Обоснование: В соответствии с ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем согласно п. 30 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила), в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Как следует из изложенного, Закон N 44-ФЗ предусматривает возможность установления в контракте только такого размера пени, как 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России от не уплаченной в срок суммы.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.

Частью 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из Закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону N 44-ФЗ.

По нашему мнению, контракт, заключенный между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и государственным заказчиком - абонентом на холодное водоснабжение и водоотведение, регулируется специальным законом - Законом N 44-ФЗ, и положение п. 30 Правил в данном случае не применятся.

Таким образом, положение контракта, заключенного между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и государственным заказчиком - абонентом на холодное водоснабжение и водоотведение, о том, что за просрочку исполнения заказчиком обязательства по оплате начисляется пеня в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России от не уплаченной в срок суммы, неправомерно. Правомерность данного вывода подтверждается судебной практикой.

В Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.12.2014 N А32-2148/2014 указано, что, поскольку заключение спорного договора для заказчика - бюджетного учреждения - является предметом регулирования специального закона, в договор должно быть включено условие о неустойке в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, а не в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России.

В Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2015 N Ф04-15037/2014 указано, что, поскольку ответчик является бюджетным учреждением, а заключение спорного договора для таких субъектов является предметом регулирования специального закона, нормы, изложенные в Правилах, являются обязательными для применения всеми субъектами, заключающими договор холодного водоснабжения и водоотведения (ст. 422 ГК РФ). Вместе с тем они не учитывают и не регулируют вопросы статуса субъектов этих отношений, тогда как в Законе N 44-ФЗ эти вопросы урегулированы. Преодоление коллизии в данном конкретном случае разрешается путем применения специальной нормы Закона N 44-ФЗ, учитывающей особенности статуса субъектного состава спорных правоотношений.

Ю.М.Лермонтов Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса
21.04.2015


Наверх

Полезные сайты

Торговые площадки

Партнеры

Поддержать ресурс

У нас много планов и проектов для Вас, но ограниченное количество ресурсов. Если Вы хотите поддержать ресурс, Вы можете перечислить любую сумму одним из указанных ниже способов:
Перечислением с банковской карты
Перечислением с Яндекс.Деньги
Перечислением на WebMoney R290425940010

Официальные сайты

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
rahmarrav
460019, Оренбург, пр.Автоматики, 12

Мы в социальных сетях

Вконтакте Facebook Telegram Twitter Одноклассники Livejournal Instagram Google+ Pinterest