Вправе ли заказчик отказаться от подписания государственного контракта в связи с отсутствием разрешения на строительство?
- Автор Ольга Беляева
В ЕИС размещены извещение о проведении аукциона на заключение государственного контракта по выполнению
строительно-монтажных работ, аукционная документация, проект государственного контракта. На участие в аукционе подана единственная заявка, и аукционной комиссией принято решение о
заключении государственного контракта
с участником, подавшим единственную
заявку. На основании этого решения
участником закупки электронной цифровой подписью подписан государственный контракт.
Вправе ли заказчик отказаться от подписания государственного контракта в связи с отсутствием разрешения на строительство?
Вправе ли заказчик отказаться от подписания государственного контракта в связи с отсутствием разрешения на строительство?
Ответ: Признание аукциона несостоявшимся означает вступление государственного заказчика в контрактные отношения с единственным участником. Законом № 44-ФЗ установлено только одно условие перехода к контрактным отношениям − это признание аукционной комиссией единственной заявки соответствующей требованиям извещения и документации об аукционе. Иных условий для заключения контракта Закон № 44-ФЗ не предусматривает. В частности, отсутствуют условия о наличии у заказчика каких-либо документов, в частности, разрешения на строительство. Государственный контракт должен быть заключен без каких-либо условий и (или) документов. Отметим, что данные документы не являются условием заключения и обычного договора строительного подряда (§ 3 гл. 37 Гражданского кодекса РФ)
Разрешение на строительство – это документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
Кроме того, разрешение на строительство – это основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации − городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде (ст. 2 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).
Из приведенных легальных дефиниций следует, что разрешение на строительство − это административный акт (поскольку оно выдается органами исполнительной власти или местного самоуправления), предоставляющий право осуществить застройку земельного участка, находящегося в собственности, пользовании или аренде, в строгом соответствии с утвержденной проектной документацией, соблюдением строительных и природоохранных норм и правил.
Следовательно, разрешение на строительство не только и не столько правомочие застройщика, сколько возложение на него обязанности соблюдать все требования закона при строительстве объекта. Исполнение этих обязанностей контролируется государственными органами и авторами проектов. Нарушение норм и правил строительства объектов влечет за собой приостановление действия разрешения органом, выдавшим его.
Разрешение на строительство является последним документом, при получении которого можно начинать строить объект, оно подтверждает наличие у застройщика земельного участка для строительства, проектной документации, прошедшей государственную экспертизу, и проекта организации строительства. Отсутствие разрешения на строительство означает возможность привлечения застройщиков к ответственности на основании ст. 9.5 КоАП РФ; но не влияет на возможность вступления в контрактные (договорные) отношения, а также надлежащего исполнения ими обязательств. Таким образом, с возникновением обязательственных отношений разрешение на строительство не связано. С точки зрения ст. 222 Гражданского кодекса РФ строительство объектов недвижимости без получения соответствующего разрешения считается самовольной постройкой. Однако это проблемы с титулом владения, но не с заключением контрактов или договоров.
Таким образом, документы, касающиеся административных правоотношений в сфере взаимодействия с органами власти, не имеют отношения к обязательственно-правовым связям между контрагентами.
Последнее от Ольга Беляева
- Если по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки, то, заключая контракт с единственным поставщиком на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, нужно ли согласовывать это с антимонопольным органом?
- При признании электронного запроса котировок несостоявшимся, ввиду отсутствия заявок, заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком без согласования с контрольным органом?
- Может ли форс-мажором считаться признание страны недружественной?
- Будут ли последствия у заказчика, если договор будет расторгнут по соглашению сторон, без применения штрафных санкций к поставщику?
- Необходимо ли направлять поставщика в РНП при его отказе от заключения договора? Причина – повышение цен, в связи с введением санкций.