Письмо Федеральной антимонопольной службы от 27.11.2023 № ПИ/99723/23 "Правила описания предмета закупки при проведении неконкурентной закупочной процедуры"
ФАС России, рассмотрев обращение от 30.10.2023 по вопросу соблюдения правил описания предмета закупки при проведении неконкурентной закупочной процедуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), сообщает следующее.
Согласно частям 1 и 3 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке принимается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно положениям части 3.2 статьи 3 Закона о закупках способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке способы закупки, условия и порядок их применения, а также условия заключения и исполнения договора с учетом специфики осуществляемой заказчиком хозяйственной деятельности.
При этом пунктом 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлены правила описании предмета закупки исключительно в отношении конкурентных закупочных процедур.
Учитывая изложенное, положение о закупке (типовое положение о закупке) принимается заказчиком самостоятельно с учетом положений законодательства Российской Федерации, что позволяет учесть особенности осуществляемой им хозяйственной деятельности.
Вместе с тем ФАС России считает необходимым сообщить, что для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам, например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы (пункт 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018)).
Аналогичный вывод изложен в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 № 306-ЭС21-13429 по делу № А57-6544/2020.
Дополнительно ФАС России отмечает, что в соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", ФАС России не наделена полномочиями по оценке правомерности и обоснованности включения тех или иных требований в положение о закупке, а также по согласованию текста положения о закупке.
Кроме того, наличие либо отсутствие признаков нарушения Закона о закупках возможно установить при рассмотрении конкретной закупки при поступлении жалобы, поданной в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", исходя из положений документации о закупке и всех обстоятельств дела.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Федеральная антимонопольная служба РФ
- Дата документа: Понедельник, 27 Ноябрь 2023
- Номер документа: ПИ/99723/23
- Название документа: Правила описания предмета закупки при проведении неконкурентной закупочной процедуры
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 02.11.2024 "44-ФЗ - Обоснование НМЦК"
- Письмо ФАС России № ТН/95899/24, Минздрава России № 25-7/И/2-21105 от 23.10.2024 "О применении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)"
- Письмо ФАС России от 11.10.2024 № АК/91982/24 "При закупке заказчиком у единственного поставщика, возможность формирования и направления обращения о включении информации в РНП с использованием ЕИС в настоящее время не предусмотрена"
- Письмо Минздрава России № 25-3/и/2-20326, ФАС России № ТН/92615/24 от 14.10.2024 "Различие в кодах НКМИ не повод отклонять заявку участника госзакупки"
- Вебинар от 01.10.2024 "Описание объекта закупки по 44 ФЗ и 223 ФЗ"