Разъяснение Союза Инженеров-Сметчиков от 04.09.2022 "О замене материалов по смете в процессе исполнения государственного (муниципального) контракта"
Если в процессе исполнения государственного (муниципального) контракта возникла необходимость замены материалов учтенных сметной документацией (в том числе сметными нормативами), Союз инженеров-сметчиков рекомендует руководствоваться СЛЕДУЮЩИМ:
1. Любая замена материалов не должна приводить к изменению состава и видов соответствующих работ по контракту.
2. Если технические и функциональные характеристики конкретных материалов установлены в технической части заявки, техническом задании в составе конкурсной документации, в том числе в форме «Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках товара», то при замене таких материалов следует руководствоваться положениями ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе с учетом следующих положений:
- по согласованию заказчика с подрядчиком допускается замена на материалы, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
- такое изменение оформляется путем подписания дополнительного соглашения к контракту (при согласии заказчика) и подлежит отражению в реестре контрактов.
- замена материалов производится без изменения установленной цены контракта. В случае замены материалов на улучшенные цена контракта не может быть изменена.
- изменять условия контракта в части материалов, качество, а также технические и функциональные характеристики которых аналогичные или ухудшенные, недопустимо (прим. Письмо Минэкономразвития России от 30.05.2016 № Д28и-1402 и др.).
- возможность предложить материалы, изделия и конструкции (оборудование), технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте предусмотрена только после заключения контракта на этапе его исполнения.
3. По остальным материалам, входящим в состав соответствующих сметных норм по смете (ГЭСН, ФЕР, ТЕР) и разработанных на основе принципов усреднения, минимальной необходимости и достаточности, исполнитель работ (подрядчик) вправе самостоятельно 2 https://smetnoedelo.ru определить их номенклатуру и количество исходя из технологии производства работ и производственных норм. При этом сами принятые сметные нормы (расценки) по смете корректировке не подлежат.
Общий принцип - разделяем материалы, относящиеся к условиям контракта и технологические материалы, замена которых не меняет принципиально технологию и состав вида работ и не приводит к снижению их качества.
Также следует учесть, что если заказчик в документации о закупке установил технические и функциональные характеристики ВСЕХ МАТЕРИАЛОВ по смете, то замена материалов возможна только с соблюдением положений ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе.
По мнению Союза инженеров-сметчиков это представляется излишним, а рекомендации для заказчиков приведены в разъяснении Союза "О ФОРМИРОВАНИИ ПЕРЕЧНЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ".
Президент Союза П.В. Горячкин
Пример из судебной практики: Дело о неосновательном обогащении по результатам контрольной проверки. «Суд установил, что к разнице в стоимости выполненных работ привели несогласованные с заказчиком в установленном порядке действия подрядчика, повлекшие несоответствие фактически примененного строительного материала тому, который предусмотрен проектно-сметной документацией (подрядчик вместо полнотелого одинарного кирпича размером 250х120х65, использовал утолщенный пустотелый кирпич размером 250х120х130, качество, технические и функциональные характеристики которого не являются улучшенными). С учетом изложенного, судебные инстанции правомерно взыскали с подрядчика ... рублей неосновательного обогащения». (Из Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 сентября 2018 г. по делу № А15-6050/2017).
- Вид документа: Разъяснения
- Орган власти: Не определено
- Дата документа: Воскресенье, 04 Сентябрь 2022
- Номер документа: б/н
- Название документа: О замене материалов по смете в процессе исполнения государственного (муниципального) контракта
Похожие материалы (по тегу)
- Письмом Минфина России от 15.03.2024 № 24-06-06/23205 "О необходимости применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
- Письмо Минфина России от 21.03.2024 № 02-06-10/25574 "О применении заказчиком Акта по форме 0510452 и приемке товаров, работ, услуг, результатов отдельного этапа исполнения контракта"
- Письмо Минфина России от 27.03.2024 № 24-06-09/27496 "Об оформлении независимых гарантий в целях обеспечения заявок на участие в закупке, исполнения контракта и договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием субъектов МСП"
- Вебинар от 03.04.2024 "Закупки с полки по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ"
- Письмо Минфина России от 28.12.2023 № 07-02-10/127144 "О закупках при наличии обязанности проведения конкурсов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством о контрактной системе"