Письмо Минфина РФ от 06.05.2020 № 24-02-06/36377 "Об отдельных вопросах, связанных с подтверждением соответствия участника закупки работ по строительству и капитальному ремонту объектов капитального строительства дополнительным требованиям"
Минфин России, рассмотрев обращение ГКУ от 05.03.2020 по вопросу о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление № 99, Обращение), в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Вместе с тем Минфин России считает возможным высказать позицию в отношении поставленных в Обращении вопросов.
1. По вопросу об установлении возможности представления в качестве документов, подтверждающих наличие опыта выполнения строительных работ, исключительно контрактов (договоров), заключенных в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Минфин России сообщает.
В соответствии с действующими положениями Постановления № 99 в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям, установленным в соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99, участник закупки вправе представить в том числе гражданско-правовой договор (контракт), подтверждающий опыт выполнения соответствующих работ.
Вместе с тем в соответствии с Приказом Минстроя России от 05.10.2015 № 715/пр "Об утверждении порядка размещения информации о деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, размещаемой на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Минстроем России на своем официальном сайте в сети Интернет ведется Реестр выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства. Так, в настоящее время предусмотрен механизм проверки исполнения контрактов (договоров), в том числе гражданско-правовых, на осуществление строительных работ.
При этом внесение предлагаемых изменений приведет к ограничению количества участников закупки, поскольку не позволит принять участие в закупках организациям, обладающим опытом исполнения гражданско-правовых договоров в сфере строительства. Учитывая изложенное, предлагаемые изменения не могут быть поддержаны.
2. По вопросу о предоставлении оператору электронной площадки права отклонения заявки участника закупки при несоответствии предмета контракта, предоставляемого в качестве подтверждения соответствия участника закупки дополнительным требованиям, предмету закупки Минфин России сообщает.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 № 1202 утверждены Правила взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки (далее - Правила взаимодействия), устанавливающие порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, в том числе при направлении участником закупки, аккредитованным на электронной площадке в соответствии с частью 4 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, оператору электронной площадки электронных документов (или их копий), предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, и рассмотрении оператором электронной площадки таких документов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Правил взаимодействия предметом рассмотрения оператором электронной площадки представленных документов является в том числе соответствие перечня представленных документов перечню, который предусмотрен графой "Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" Приложения № 1 к Постановлению № 99.
Указанное положение Правил взаимодействия основано на положении части 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "а" пункта 2 части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частью 12 настоящей статьи электронных документов (или их копий), оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки представлены такие документы, принимает решение об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в том числе в случае несоответствия перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в настоящее время оператор электронной площадки в силу положений Закона о контрактной системе уже обеспечивает проверку "комплектности" документов при их размещении в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
3. По вопросам, связанным с ведением открытого реестра выданных разрешений на ввод в эксплуатацию, Минфин России сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в связи с чем по вопросу о случаях, в которых разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не выдается, заявитель вправе при необходимости обратиться в адрес Минстроя России.
4. По вопросу о внесении изменений в Постановление № 99 в части установления отдельных требований к участникам закупки при осуществлении закупок на выполнение работ по капитальному (текущему) ремонту Минфин России сообщает. Пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 установлены дополнительные требования к участникам закупок, в том числе на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства. Документами, подтверждающими соответствие участника закупки указанному дополнительному требованию, являются:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
При этом к участникам закупки на выполнение работ по текущему ремонту объектов капитального строительства дополнительные требования в настоящее время не установлены.
Таким образом, подтвердить наличие опыта на выполнение работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства контрактом, предусматривающим выполнение работ по текущему ремонту объектов капитального строительства, не представляется возможным.
При этом Минфин России отмечает, что при рассмотрении вопроса о соответствии заявки конкретного участника установленным дополнительным требованиям комиссия исходит из представленных документов путем сопоставления работ, являющихся объектом закупки, и работ, являющихся предметом контракта, представленного в качестве подтверждения соответствия участника закупки представленному дополнительному требованию.
5. По вопросу о возможности подтверждения наличия опыта выполнения строительных работ путем представления договора субподряда Минфин России сообщает.
Пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 установлены дополнительные требования к участникам закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ.
При этом контракты (договоры), представляемые участником закупки с целью подтверждения соответствия установленным дополнительным требованиям, должны быть заключены с участником закупки и исполнены таким участником закупки.
С целью подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 приложения № 1 к Постановлению № 99, участник закупки представляет совокупность документов, предусмотренных Постановлением № 99, подтверждающих наличие опыта у конкретного лица и позволяющих сделать вывод об объеме выполненных работ непосредственно этим участником.
Таким образом, внесение предлагаемых изменений в Постановление № 99 не требуется.
6. По вопросу о наличии противоречивой практики в действиях контрольных органов Минфин России сообщает.
Минфин России не наделен ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе давать оценку и рассматривать вопрос о правомерности действий участников контрактной системы, совершаемых при осуществлении закупок.
Кроме того, Минфин России не уполномочен на осуществление контроля в отношении ФАС России и ее территориальных управлений при осуществлении ими соответствующих контрольных мероприятий, а также не уполномочен давать оценку действиям вышеуказанных органов.
Вместе с тем Минфин России сообщает, что решение, принятое контрольным органом в сфере закупок, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Среда, 06 Май 2020
- Номер документа: 24-02-06/36377
- Название документа: Об отдельных вопросах, связанных с подтверждением соответствия участника закупки работ по строительству и капитальному ремонту объектов капитального строительства дополнительным требованиям
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 28.12.2021 № 24-06-07/106845 "Об установлении заказчиком требований к участникам закупки товаров, работ, услуг"
- Письмо Минфина России от 21.06.2024 № 02-12-10/57526 "О применяемом законодательстве при заключении контракта банковского сопровождения по проведению мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, не предусматривающего оплату услуг банка"
- Письмо Минфина России от 24.10.2024 № 24-06-09/103309 "О решении заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта"
- Вебинар от 02.11.2024 "Способы самозащиты прав поставщика при незаконных требованиях в документах закупке"
- Письмо Минфина России от 24.10.2024 № 24-06-09/103488 "О представлении справки об отсутствии судимости и требованиях к сроку ее выдачи при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг"