Письмо Минфина России от 02.11.2020 № 24-03-08/95446 "О начислении заказчиком неустоек (штрафов, пеней) за просрочку исполнения поставщиком обязательств по контракту"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в части начисления неустоек (штрафов, пеней), сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
В этой связи следует учитывать, что письма Минфина России и его структурных подразделений не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену таких норм, а содержащаяся в них позиция является мнением ведомства и не может рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент считает возможным сообщить следующее.
Согласно части 4 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Таким образом, исходя из системного толкования положений Закона № 44-ФЗ заказчик обязан в случае несоблюдения исполнения обязательств по государственному контракту потребовать выплаты неустоек (штрафов, пеней) за просрочку исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, независимо от суммы неустоек (штрафов, пеней).
Департамент отмечает, что установление в законодательстве о контрактной системе обязательности начисления неустоек (штрафов, пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, независимо от суммы неустоек (штрафов, пеней) является не только мерой ответственности, но и направлено на недопущение нарушений условий контракта.
При этом следует отметить, что заказчик вправе производить оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени) или вправе вернуть обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Понедельник, 02 Ноябрь 2020
- Номер документа: 24-03-08/95446
- Название документа: О начислении заказчиком неустоек (штрафов, пеней) за просрочку исполнения поставщиком обязательств по контракту
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 26.01.2024 по делу № А64-8171/2023 "Подрядчик обязан оплатить штраф за невыполнение гарантийного ремонта"
- Постановление Арбитражного суда от 04.06.2024 по делу № А56-124734/2023 "Замена некачественного товара по госконтракту исключает взыскание штрафа"
- Вебинар от 22.07.2024 "Защита прав и интересов заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Нарушения по КоАП, УК"
- Вебинар от 31.05.2024 "Перспективы развития контрактной системы Практическая консультация"
- Вебинар от 06.12.2023 "Онлайн-консультация для заказчиков по 223-ФЗ"