Письмо Минфина России от 05.08.2020 № 24-03-08/68699 "О порядке и сроках оплаты контракта, а также мерах поддержки в сфере закупок поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе СМП"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в части порядка и сроков оплаты контракта, а также мер поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Примечание.
На момент издания данного документа часть 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ изложена в новой редакции.
Согласно части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона № 44-ФЗ требований к их предоставлению. В случае если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Таким образом, заказчик в документации о закупке, проекте контракта самостоятельно устанавливает условия исполнения контракта, в том числе порядок и сроки оплаты товара, работы или услуги, включая возможность предоставления аванса.
При этом Департамент обращает внимание, что согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Так, порядок и предельные размеры авансов по государственным контрактам, заключаемым получателями средств федерального бюджета, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. № 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета".
Размеры авансов, которые могут предусматриваться в государственных контрактах, заключаемых государственными заказчиками - получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Размеры авансов, которые могут предусматриваться в муниципальных контрактах, заключаемых муниципальными заказчиками - получателями средств муниципального бюджета, устанавливаются муниципальными нормативными правовыми актами.
Также необходимо отметить, что согласно части 8 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, в случае если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, в контракт, заключаемый с субъектами малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией (далее - СМП, СОНКО), включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, Законом № 44-ФЗ установлена обязанность заказчика осуществить оплату по контракту, заключенному с СМП или СОНКО, не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Таким образом, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан уплатить правомерно и должным образом начисленные ему поставщиком (подрядчиком, исполнителем) суммы неустоек (штрафов, пеней).
Кроме того, по статье 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. При этом совершение административного правонарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Также положения Закона № 44-ФЗ предусматривают возможность обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в судебном порядке.
При этом Департамент обращает внимание, что в целях поддержки СМП частью 8.1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ установлено, что участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона № 44-ФЗ, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Кроме того, в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ внесены изменения в Закон № 44-ФЗ.
Так, согласно изменениям в Закон № 44-ФЗ заказчикам предоставляется право до 31 декабря 2020 года не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта при закупках у СМП, за исключением случаев, если предусмотрена выплата аванса (часть 64 статьи 112 Закона № 44-ФЗ).
Также в соответствии с частью 65 статьи 112 Закона № 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2020 г. № 124-ФЗ) допускается в 2020 году по соглашению сторон изменение в том числе размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при исполнении такого контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-№CoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Таким образом, в настоящее время законодательством о контрактной системе предусмотрен комплекс мер, направленных на поддержку поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе СМП.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Среда, 05 Август 2020
- Номер документа: 24-03-08/68699
- Название документа: О порядке и сроках оплаты контракта, а также мерах поддержки в сфере закупок поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе СМП
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 20.11.2024 "44-ФЗ и 223-ФЗ - основные нюансы участия"
- Письмо Минстрой РФ от 01.10.2024 № 57284-АВ/09 "Об уплате НДС, в случае заключения контракта с лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения"
- Письмо Минфина России от 14.03.2022 № 24-06-07/18512 "О порядке и сроках оформления документов о приемке товаров, работ, услуг в рамках закупок"
- Письмо Минфина России от 07.08.2024 № 02-07-08/74085 "Об определении срока исполнения денежных обязательств по контракту, применении (оформлении) ф. 0510452 при приемке товаров, работ, услуг и участии представителя поставщика при приемке"
- Вебинар от 31.10.2024 "Обзор основных нарушений заказчиков"