Menu
RSS
A+ A A-

Письмо Минфина России от 06.03.2020 № 24-01-06/17185 "Об утверждении нормативов цены и количества товаров (работ, услуг) при закупке для государственных (муниципальных) нужд и контроле в сфере закупок"

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, рассмотрев обращение о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в части порядка нормирования и осуществления контроля, сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

В Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Кроме того, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем в рамках компетенции отмечаем, что в соответствии с частью 5 статьи 19 Закона № 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью 4 указанной статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.

Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2014 № 1084 (далее - Постановление № 1084, Правила № 1084).

Федеральные государственные органы на основании пункта 2.1 Постановления № 1084 утверждают нормативные затраты в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением № 1084, если федеральными государственными органами не утвержден иной порядок расчета нормативных затрат, за исключением нормативных затрат, порядок расчета которых определен пунктами 26, 27, 93 и 94 методики, предусмотренной приложением к указанным Правилам, и в отношении которых не может быть установлен иной порядок расчета.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 1084 нормативные затраты, порядок определения которых не установлен методикой определения нормативных затрат, определяются в порядке, устанавливаемом соответственно федеральными государственными органами.

В соответствии с пунктом 5 Правил № 1084 федеральные государственные органы разрабатывают и утверждают индивидуальные (установленные для каждого работника) и (или) коллективные (установленные для нескольких работников) формируемые по категориям или группам должностей (исходя из специфики функций и полномочий федерального государственного органа, должностных обязанностей его работников) нормативы, в том числе цены и количества закупаемых товаров, работ, услуг, предусмотренных указанным пунктом.

В целях определения нормативных затрат в соответствии с положениями пункта 4 Правил № 1084 в формулах используются нормативы цены и количества товаров, работ, услуг, устанавливаемые федеральными государственными органами, если эти нормативы не предусмотрены приложениями № № 1 и 2 к указанным Правилам.

При этом положениями пункта 23 Правил № 1047 Общих правил определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 № 1047 (далее - Правила № 1047), предусмотрено, что норматив цены товаров, работ и услуг, устанавливаемый в формулах расчета, определяется с учетом положений статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

Исходя из изложенного следует, что норматив цены товаров, работ, услуг, учитываемый при расчете нормативных затрат, определяется в цифровом значении, рассчитанном на основании положений статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 1047 общий объем затрат, связанных с закупкой товаров, работ и услуг, рассчитанный на основе нормативных затрат, не может превышать объема лимитов бюджетных обязательств, доведенных до федеральных государственных органов в рамках исполнения соответственно федерального бюджета.

Кроме того, обращаем внимание на то, что механизм нормирования товаров, работ, услуг позволяет обеспечивать государственные и муниципальные нужды и не допускает осуществление закупок товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства, характеристики или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, учитывая, что нормативные затраты - необходимые планируемые денежные средства для осуществления закупки товаров, работ, услуг государственных органов, которые учитываются при предоставлении и выделении субъектами бюджетного планирования бюджетных ассигнований в порядке, установленном финансовым органом, утверждение нормативов цены (в цифровом значении) и количества является императивной нормой.

При этом согласно пункту 3 Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2015 № 479, правовые акты об утверждении нормативных затрат могут предусматривать право руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа утверждать нормативы количества и (или) нормативы цены товаров, работ, услуг.

По вопросу осуществления контроля сообщаем, что в соответствии с положениями части 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 указанной статьи) в отношении соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Согласно части 9 статьи 99 Закона № 44-ФЗ контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 указанной статьи осуществляется на основании порядка, предусмотренного бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом № 44-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;

органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Кроме того, положениями статьи 100 Закона № 44-ФЗ установлены правила осуществления ведомственного контроля, согласно которым государственные органы осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 № 89 "Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд" (далее - Правила).

Предметом ведомственного контроля согласно положениям пункта 2 Правил является соблюдение подведомственными органам ведомственного контроля заказчиками, в том числе их контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок, уполномоченными органами и уполномоченными учреждениями, законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 3 Правил при осуществлении ведомственного контроля органы ведомственного контроля осуществляют проверку соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок и соблюдения требований о нормировании в сфере закупок.

  • Вид документа: Письмо
  • Орган власти: Министерство финансов РФ
  • Дата документа: Пятница, 06 Март 2020
  • Номер документа: 24-01-06/17185
  • Название документа: Об утверждении нормативов цены и количества товаров (работ, услуг) при закупке для государственных (муниципальных) нужд и контроле в сфере закупок
Наверх

Сайты органов власти

Партнеры

Официальные торговые площадки

Официальные торговые площадки

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12