Письмо Минфина России от 10.10.2023 № 02-05-10/96507 "О перечислении неустойки по договору (контракту) с лицевого счета участника казначейского сопровождения на лицевой счет бюджетного учреждения и применении в отношении нее бюджетной классификации"
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования (далее - ФГБОУ ВО) от 8 сентября 2023 г., направленное 11 сентября 2023 г., по вопросу возможности перечисления остатка средств, возникшего в результате удержания неустойки, с лицевого счета участника казначейского сопровождения, открытого ФГБОУ ВО в территориальном органе Федерального казначейства (далее - лицевой счет с кодом 71), на лицевой счет бюджетного учреждения, открытый ФГБОУ ВО в территориальном органе Федерального казначейства, и сообщает следующее.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По своей правовой природе денежная сумма, выплачиваемая в качестве неустойки (штрафных санкций), представляет собой меру, направленную на обеспечение надлежащего исполнения принятого обязательства.
Согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) средства от применения мер гражданско-правовой ответственности, в случае если стороной договора является получатель бюджетных средств, действующий от имени публично-правового образования, относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и подлежат зачислению в соответствующий бюджет.
Учитывая, что ФГБОУ ВО не является получателем бюджетных средств в случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю договора (контракта), заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, санкций (пеней, штрафов, неустойки, возмещения ущерба), средства, полученные в результате применения мер указанной гражданско-правовой ответственности, признаются собственными доходами учреждения (по приносящей доход деятельности).
Таким образом, средства, полученные бюджетным учреждением в виде штрафов по договорам, являющиеся доходами бюджетного учреждения, подлежат отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений, открытом учреждению в органе Федерального казначейства (далее - лицевой счет с кодом 20).
В случае принятия бюджетным учреждением решения об удержании суммы пени (штрафа) из суммы, подлежащей уплате контрагенту в целях исполнения обязательств по оплате выполненных работ (оказанных услуг, поставленного товара), указанная сумма подлежит отражению на лицевом счете с кодом 20 на основании представленного учреждением в орган Федерального казначейства распоряжения о совершении казначейского платежа (далее - распоряжение) Порядок казначейского обслуживания операций со средствами участников казначейского сопровождения, утвержденный приказом Федерального казначейства от 15 декабря 2021 г. № 40н.
Департамент отмечает, что бюджетное учреждение при оплате договора (контракта) вправе руководствоваться положениями статьи 410 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающими возможность прекратить обязательство зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил.
Пунктом 4 статьи 242.23 Бюджетного кодекса установлено, что территориальный орган Федерального казначейства осуществляет санкционирование операций со средствами участников казначейского сопровождения в соответствии с Порядком осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. № 214н (далее - Порядок № 214н), пунктом 4 которого предусмотрено, что санкционирование расходов, источником финансового обеспечения которых являются средства, подлежащие казначейскому сопровождению (далее - целевые средства), осуществляется в соответствии со Сведениями об операциях с целевыми средствами (далее - Сведения). Также согласно положениям Порядка № 214н:
в Сведениях указывается код направления расходования целевых средств, соответствующий наименованию направления расходования средств, указанному в графе 3 направлений расходования целевых средств, - укрупненный код;
в распоряжении указывается код направления расходования целевых средств, указанный в графе 4 направлений расходования целевых средств, - детализированный код.
Перечнем направлений расходования целевых средств предусмотрена в том числе закупка работ и услуг (за исключением выплат на капитальные вложения), в том числе на основании договора гражданско-правового характера, исполнителем по которому является физическое лицо или индивидуальный предприниматель (укрупненный код 0200 Закупка работ и услуг (за исключением выплат на капитальные вложения), в том числе на основании договора гражданско-правового характера, исполнителем по которому является физическое лицо или индивидуальный предприниматель и детализированный код 0200 032 Прочие работы и услуги: другие аналогичные выплаты, связанные с закупкой товаров, работ, услуг).
Учитывая изложенное, Департамент считает возможным перечисление неустойки с лицевого счета с кодом 71 на лицевой счет с кодом 20 с указанием в распоряжении детализированного кода 0200 032 Прочие работы и услуги: другие аналогичные выплаты, связанные с закупкой товаров, работ, услуг.
Применение видов расходов классификации расходов бюджета и статей (подстатей) аналитической группы подвида доходов бюджета осуществляется в соответствии с Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структурой и принципами назначения, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 мая 2022 г. № 82н.
Отражение бюджетным учреждением:
- операции по перечислению удержанной неустойки по контракту осуществляется по тому же коду вида расходов, по которому подлежит оплате контракт;
- поступления неустойки по контракту осуществляется по статье 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" аналитической группы подвида доходов бюджетов.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Вторник, 10 Октябрь 2023
- Номер документа: 02-05-10/96507
- Название документа: О перечислении неустойки по договору (контракту) с лицевого счета участника казначейского сопровождения на лицевой счет бюджетного учреждения и применении в отношении нее бюджетной классификации
Скачать вложения:
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 08.05.2024 по делу № А40-260874/23-158-1518 "Суд не взыскал убытки с поставщика не исполнившим контракт из-за санкций"
- Решение Арбитражного суда от 15.03.2024 по делу № А07-11520/2023 "Недостатки товара по госконтракту – суд не взыскал с поставщика неустойку"
- Вебинар от 10.12.2024 "Как подготовиться к завершению финансового года"
- Письмо Минфина России от 21.06.2024 № 02-11-10/57527 "Об обращении взыскания на право требования должника по оплате товаров, работ, услуг к дебитору - получателю бюджетных средств (участнику казначейского сопровождения)"
- Письмо Минфина России от 02.09.2024 № 02-11-13/83235 "Об увеличении в 2024 г. размеров авансовых платежей свыше 50% по государственным контрактам, заключенным в 2022 - 2023 гг"