Menu
RSS
A+ A A-

Письмо Минфина России от 13.12.2019 № 24-03-07/97741 "Об оплате неустойки (штрафа, пени) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) поставщиком и заказчиком обязательств по контракту в случае передачи ФГУП полномочий государственного заказчика"

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращения ФГУП по вопросам применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в части оплаты сумм неустойки (штрафа, пени) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчиком обязательств по государственному контракту, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.

1. По вопросу об ответственности государственного заказчика за неисполнение (ненадлежащее исполнение) им обязательств по государственному контракту.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

В предусмотренных пунктом 4 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаях полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов на основании соглашения могут быть переданы федеральному государственному унитарному предприятию (далее - ФГУП).

Типовая форма соглашения о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов при осуществлении за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации утверждена приказом Минфина России от 21 декабря 2017 г. N 245н (далее - Типовая форма).

Включаемые в указанное соглашение обязательства ФГУП по исполнению заключенных от имени Российской Федерации и от лица федерального органа исполнительной власти государственных контрактов определяются в соответствии с Типовой формой и должны включать обязательства ФГУП, предусмотренные пунктами 3.3.4 Типовой формы, по исполнению полномочий государственного заказчика от лица получателя средств федерального бюджета с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом государственный контракт заключается и оплачивается ФГУП в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Исходя из изложенного, в случае неисполнения или (ненадлежащего исполнения) обязательств государственного заказчика по заключенному в соответствии с соглашением о передаче ФГУПу полномочий государственного заказчика государственному контракту, ФГУП осуществляет переданные полномочия государственного заказчика, в том числе по оплате от его имени неустойки (штрафа, пени), предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.1 Типовой формы в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и указанным Соглашением.

Вместе с тем, по мнению Департамента, соглашением о передаче полномочий государственного заказчика целесообразно предусмотреть ответственность ФГУПа перед федеральным органом исполнительной власти, осуществившим передачу полномочий, за неисполнение или ненадлежащее исполнения своих обязательств по переданным полномочиям, повлекшее увеличение расходов получателя бюджетных средств в связи с уплатой неустойки (штрафа, пени).

2. По вопросу отнесения к доходам бюджета неустойки (штрафа, пени) за неисполнения (или ненадлежащее исполнение) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по государственному контракту.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частью 6 указанной статьи установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафа, пени).

Согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства от применения мер гражданско-правовой ответственности в случае, если стороной договора является получатель бюджетных средств, действующий от имени публично-правового образования, относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и подлежат зачислению в соответствующий бюджет.

Поскольку стороной контракта, в том числе в случае передачи полномочий, является получатель бюджетных средств, суммы неустойки (штрафа, пени) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по государственному контракту, по мнению Департамента, подлежат перечислению в доход бюджета публично-правового образования, для обеспечения нужд которого заключен государственный контракт.

  • Вид документа: Письмо
  • Орган власти: Министерство финансов РФ
  • Дата документа: Пятница, 13 Декабрь 2019
  • Номер документа: 24-03-07/97741
  • Название документа: Об оплате неустойки (штрафа, пени) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) поставщиком и заказчиком обязательств по контракту в случае передачи ФГУП полномочий государственного заказчика
Наверх

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12