Menu
RSS
A+ A A-

Письмо Минфина России от 14.08.2020 № 09-04-06/71568 "Об особенностях осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с письмом в пределах компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере бюджетной деятельности и осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, однако Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов.

Кроме того, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности действий участников контрактной системы, совершаемых при осуществлении закупок.

Вместе с тем Минфин России считает возможным высказать мнение по поставленным в обращении вопросам.

1. В части применения отдельных положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ).

Необходимо отметить, что централизация закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с положениями статьи 26 Закона № 44-ФЗ.

По общему правилу в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации может быть создан государственный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, казенных учреждений из числа существующих (часть 1 статьи 26 Закона № 44-ФЗ).

При этом установлено, что таким уполномоченным органам, уполномоченным учреждениям не передаются полномочия по обоснованию закупок, определению условий контракта, в том числе определению начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подлежат подписанию заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

Частью 3 статьи 26 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных, бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, а также полномочия по планированию закупок, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключению государственных контрактов, их исполнению, в том числе по приемке поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечению их оплаты, для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных учреждений субъекта Российской Федерации могут быть возложены на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенное учреждение субъекта Российской Федерации, или несколько указанных органов, учреждений.

Таким образом, Законом № 44-ФЗ предусмотрено два вида централизации, при которых на уполномоченный орган, уполномоченное учреждение могут быть возложены полномочия:

на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких государственных органов, государственных казенных, бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации (без передачи полномочий на заключение контрактов и их исполнение);

на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение контрактов, их исполнение для нескольких государственных органов, государственных казенных учреждений.

При этом осуществление уполномоченным органом, уполномоченным учреждением функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или по планированию закупок, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключению государственных контрактов, их исполнению возможно в рамках соответствующего публично-правового образования (субъекта Российской Федерации).

Централизация закупок в рамках различных публично-правовых образований возможна в случае:

предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение, если условием предоставления указанных межбюджетных трансфертов является централизация закупок (часть 7 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ);

наличия соглашения между субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием (часть 8 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ).

В указанных случаях на уполномоченный орган, уполномоченное учреждение возлагаются полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения полномочиями по планированию, заключению государственных контрактов, их исполнению, в том числе по приемке поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечению их оплаты при централизации закупок в рамках различных публично-правовых образований положениями статьи 26 Закона № 44-ФЗ не предусмотрены.

Необходимо отметить, что положения статьи 26 Закона № 44-ФЗ соответствуют с# нормами бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе принципу самостоятельности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).

Указанный принцип реализован, в том числе в положениях статьи 65 Бюджетного кодекса, предусматривающей, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

В отношении вопроса о возможном нарушении положений статьи 8 Закона № 44-ФЗ, предусматривающих принцип обеспечения конкуренции, путем "укрупнения" закупки отмечаем следующее.

Законом № 44-ФЗ не регулируются вопросы, связанные с формированием лотов при осуществлении закупок конкурентными способами.

При этом частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-ФЗ) определено, что наряду с установленными частями 1 и 2 статьи 17 Закона № 135-ФЗ запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Таким образом, по мнению Минфина России, в соответствии с частью 3 статьи 17 Закон № 135-ФЗ ограничением конкуренции является включение в состав лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом контракта.

Вместе с тем вывод о наличии либо отсутствии нарушений Закона № 44-ФЗ возможно сделать при осуществлении контрольных мероприятий в каждом конкретном случае исходя из описания предмета закупки и требований документации о закупке.

Дополнительно, полагаем необходимым отметить, что согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В этой связи, по мнению Минфина России, по вопросу нарушения положений статьи 8 Закона № 44-ФЗ полагаем необходимым обратиться в ФАС России.

2. В части осуществления казначейского сопровождения в отношении грантов, предоставляемых общественным объединениям и некоммерческим организациям.

Положениями части 2 статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 2019 г. № 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Федеральный закон № 380-ФЗ) определен перечень средств, подлежащих казначейскому сопровождению в 2020 году.

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона № 380-ФЗ положения подпунктов 1-9 части 2 указанной статьи не распространяются на средства, предоставляемые из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность, предусмотренную статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

При этом частью 7 статьи 5 Федерального закона № 380-ФЗ определены случаи, в которых территориальные органы Федерального казначейства осуществляют в соответствии с Правилами казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. № 1765, на основании обращения финансового органа субъекта Российской Федерации казначейское сопровождение средств, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Указанные положения не предусматривают случай осуществления территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения субсидий (грантов в форме субсидий), предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, некоммерческим организациям, общественным объединениям.

Учитывая изложенное, по мнению Минфина России, субсидии (гранты в форме субсидий), предоставляемые из бюджетов субъектов Российской Федерации, некоммерческим организациям, общественным объединениям не подлежат казначейскому сопровождению.

  • Вид документа: Письмо
  • Орган власти: Министерство финансов РФ
  • Дата документа: Пятница, 14 Август 2020
  • Номер документа: 09-04-06/71568
  • Название документа: Об особенностях осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Наверх

Сайты органов власти

Партнеры

Официальные торговые площадки

Официальные торговые площадки

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12