Menu
RSS
A+ A A-

Письмо Минфина России от 25.07.2025 № 24-06-06/72389 "О вопросах, связанных с предоставлением национального режима при закупках товаров, работ, услуг, в том числе лекарственных препаратов"

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 27.06.2025, направленное письмом от 02.07.2025, по вопросу применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 № 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление № 1875), с учетом положений пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, сообщает следующее.

1. Особенности описания объекта закупки, являющегося товаром (в том числе поставляемым при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), производство которого на территории Российской Федерации отсутствует, установлены подпунктом "а" пункта 7 Постановления № 1875.

Согласно абзацу третьему подпункта "а" пункта 7 Постановления № 1875 при осуществлении закупки товаров, указанных в позициях 1 - 433 приложения № 2 к Постановлению № 1875, заказчик:

декларирует в извещении об осуществлении закупки или в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) факт отсутствия в реестре российской промышленной продукции, предусмотренном статьей 17.1 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - реестр российской промышленной продукции), такого товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика;
указывает в описании объекта закупки характеристики товара, потребность в котором имеется у заказчика и который отсутствует в реестре российской промышленной продукции;
включает в описание объекта закупки копию направленного до начала осуществления закупки в Минпромторг России уведомления об отсутствии закупаемого товара в реестре российской промышленной продукции, которое должно содержать информацию, предусмотренную указанным абзацем, о заказчике и о товаре, потребность в котором имеется у заказчика и который отсутствует в реестре российской промышленной продукции.

Учитывая изложенное, в абзаце третьем подпункта "а" пункта 7 Постановления № 1875 содержится указание на необходимость декларирования факта отсутствия в реестре российской промышленной продукции товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, в целях подтверждения обоснованности указания в описании объекта закупки характеристик товара, потребность в котором имеется у заказчика и производство которого на территории Российской Федерации отсутствует, без учета предусмотренных частью 1.1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) положений.

2. В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Постановления № 1875 подтверждением происхождения товаров, указанных в позициях 1 - 433 приложения № 2 к Постановлению № 1875, из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), за исключением Российской Федерации, является номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов ЕАЭС, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом ЕАЭС (далее - евразийский реестр промышленных товаров), содержащей в том числе информацию, предусмотренную указанным подпунктом. В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства (пункт 5 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, подтверждением происхождения товаров, указанных в позициях 1 - 433 приложения № 2 к Постановлению № 1875, из государств - членов ЕАЭС является исключительно номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров. В случае отсутствия номера такой реестровой записи и указания в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения в соответствии с подпунктом "з" пункта 3 Постановления № 1875 такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства.

3. Подпунктом "ц" пункта 4 Постановления № 1875 установлено, что если при осуществлении в соответствии с Законом № 44-ФЗ закупки товаров, указанных в позициях 1 - 433 приложения № 2 к Постановлению № 1875, заказчиком в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 7 Постановления № 1875 задекларировано отсутствие в реестре российской промышленной продукции такого товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, а на участие в закупке подана заявка на участие в закупке, признанная по результатам ее рассмотрения соответствующей установленным в соответствии с Законом № 44-ФЗ требованиям и содержащая предложение о поставке такого товара, включенного в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, и предусмотренный подпунктом "а" или "б" пункта 3 Постановления № 1875 номер реестровой записи, то заявка на участие в закупке, содержащая предусмотренное абзацем третьим подпункта "з" пункта 3 Постановления № 1875 указание наименования страны происхождения товара, приравнивается к заявке на участие в закупке, в которой содержится предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства.

Следует отметить, что подпункт "в" пункта 10 Постановления № 1875 содержит переходные положения, предусматривающие временную возможность подтверждения происхождения товаров, указанных в позициях 362 - 399 и 433 приложения № 2 к Постановлению № 1875, из государств - членов ЕАЭС, в том числе из Российской Федерации, путем представления либо номера реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, из евразийского реестра промышленных товаров, либо сертификата о происхождении товара по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (форма СТ-1).

При этом наличие сертификата по форме СТ-1 подтверждает исключительно происхождение товаров, указанных в позициях 362 - 399 и 433 приложения № 2 к Постановлению № 1875, из государств - членов ЕАЭС, в том числе из Российской Федерации, и не подтверждает их наличие в вышеуказанных реестрах.

Учитывая изложенное, при осуществлении закупки товаров, указанных в позициях 362 - 399 и 433 приложения № 2 к Постановлению № 1875, наличие в числе заявок на участие в закупке заявки, признанной по результатам ее рассмотрения соответствующей установленным в соответствии с Законом № 44-ФЗ требованиям и содержащей сертификат по форме СТ-1 в качестве подтверждения страны происхождения товара, не является основанием для приравнивания заявки на участие в такой закупке, содержащей предусмотренное абзацем третьим подпункта "з" пункта 3 Постановления № 1875 указание наименования страны происхождения товара, к заявке на участие в закупке, в которой содержится предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства.

4. Согласно подпункту "р" пункта 4 Постановления № 1875 предусмотренное пунктом 1 указанного Постановления ограничение в отношении лекарственных препаратов, указанных в позиции 433 приложения № 2 к Постановлению № 1875, применяется при осуществлении закупок лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р (далее - Перечень).

Учитывая изложенное, при осуществлении закупок лекарственных препаратов, не включенных в Перечень, ограничение, предусмотренное пунктом 1 Постановления № 1875, не применяется, в связи с чем при закупке таких лекарственных препаратов применяется предусмотренное пунктом 1 Постановления № 1875 преимущество.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац четвертый подпункта "б" пункта 31 Дополнительных требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 656.

5. Согласно абзацу пятому подпункта "б" пункта 31 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 № 656 (далее - дополнительные требования), при формировании предложения в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ, формируется с использованием электронной площадки (путем заполнения экранных форм веб-интерфейса электронной площадки - в "структурированном виде") номер реестровой записи (при наличии такого номера) из реестра российской промышленной продукции в отношении товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), указанного в позициях 1 - 145 приложения № 1 к Постановлению № 1875, позициях 1 - 433 приложения № 2 к Постановлению № 1875, если при осуществлении закупки применяются запрет и (или) ограничение, предусмотренные пунктом 1 к Постановлению № 1875, и в соответствии с абзацем четвертым подпункта 31 дополнительных требований страной происхождения товара указана Российская Федерация.

В случае если в отношении такого товара постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции" за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) установлены требования о совокупном количестве баллов, указывается совокупное количество баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).

В силу положений Закона № 44-ФЗ члены комиссии по осуществлению закупок принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным частями 5 и 12 статьи 48 (в случае проведения электронного конкурса), пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 (в случае проведения электронного аукциона, электронного запроса котировок) Закона № 44-ФЗ. Отклонение заявок по иным основаниям, не предусмотренным Законом № 44-ФЗ, не допускается.

Так, в частности, соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (пункт 3 части 5 и пункт 8 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ).

Учитывая изложенное, в случае, если комиссия по осуществлению закупок выявит недостоверную информацию, содержащуюся в заявке на участие в закупке, такая комиссия обязана отклонить соответствующую заявку.

  • Вид документа: Письмо
  • Орган власти: Министерство финансов РФ
  • Дата документа: Пятница, 25 Июль 2025
  • Номер документа: 24-06-06/72389
  • Название документа: О вопросах, связанных с предоставлением национального режима при закупках товаров, работ, услуг, в том числе лекарственных препаратов

Похожие материалы (по тегу)

Наверх

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12