Письмо Минфина России от 17.02.2020 № 24-01-06/10930 "Об определении и обосновании НМЦК при закупках медицинского оборудования, лекарственных препаратов и мерах по пресечению нарушений в сфере закупок"
В соответствии с письмом от 11.02.2020 о представлении позиции по обращению в связи с заявлением генерального директора АО о возможных нарушениях законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок медицинского оборудования в части завышения начальной (максимальной) цены контракта Минфин России в рамках установленной компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности действий участников контрактной системы, совершаемых при осуществлении закупок.
Минфин России обращает внимание, что вывод о наличии либо отсутствии нарушений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) возможно сделать при осуществлении контрольных мероприятий в каждом конкретном случае исходя из описания предмета закупки и требований документации о закупке.
Вместе с тем в отношении поставленных в обращении вопросов полагаем необходимым отметить, что частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяется и обосновывается на основании положений статьи 22 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 статьи 22 Закона о контрактной системе.
В случае применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
При этом согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) может быть использована общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Кроме того, в соответствии с частью 22 статьи 22 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определять сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения НМЦК, и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом положений Закона о контрактной системе.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2019 № 847 установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий порядок определения НМЦК устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации. Аналогичное положение установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 149 в отношении лекарственных препаратов для медицинского применения. При этом соответствующий порядок определения НМЦК при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.12.2019 № 1064н.
Таким образом, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок установлена всесторонняя и объективная система необходимых механизмов, в том числе в части определения и обоснования НМЦК, направленных на эффективное осуществление государственных и муниципальных закупок.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении определения и обоснования НМЦК.
В связи с изложенным при наличии конкретной информации о нарушениях, связанных с осуществлением закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, необходимо обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета, или в орган государственного финансового контроля, являющийся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, или в орган муниципального финансового контроля, являющийся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 100 Закона о контрактной системе государственные органы, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков.
В отношении довода заявителя об отсутствии возможности ознакомления с контрактами, заключенными заказчиками, Минфин России отмечает, что информация о контрактах, заключенных заказчиками, содержится в реестре контрактов. Документы и информация, содержащиеся в реестре контрактов, доступны для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается в том числе информация о цене контракта (отдельного этапа исполнения контракта), а также копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика.
Согласно части 4 статьи 4, части 7 статьи 103 Закона о контрактной системе не подлежат опубликованию в средствах массовой информации, размещению в единой информационной системе в сфере закупок и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет только сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении контрактов, составляющие государственную тайну, которые включаются в отдельный реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну.
Таким образом, сведения о заключении контрактов, не составляющие государственную тайну, подлежат обязательному включению в реестр контрактов с последующим размещением в единой информационной системе в сфере закупок.
Учитывая изложенное, Минфин России отмечает, что законодательством Российской Федерации в сфере контрактной системы предусмотрен порядок определения и обоснования НМЦК, которым должен руководствоваться заказчик при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также комплекс контрольных мер, направленных на пресечение нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок, в том числе при определении и обосновании НМЦК.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Понедельник, 17 Февраль 2020
- Номер документа: 24-01-06/10930
- Название документа: Об определении и обосновании НМЦК при закупках медицинского оборудования, лекарственных препаратов и мерах по пресечению нарушений в сфере закупок
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 04.12.2024 "Особенности закупок лекарственных препаратов и медизделий"
- Вебинар от 22.11.20224 "Ведение реестра контрактов разбор основных ошибок заказчиков"
- Вебинар от 20.11.2024 "44-ФЗ и 223-ФЗ - основные нюансы участия"
- Вебинар от 31.10.2024 "Обзор основных нарушений заказчиков"
- Вебинар от 02.11.2024 "Способы самозащиты прав поставщика при незаконных требованиях в документах закупке"