Письмо Минфина России от 20.01.2020 № 24-01-08/2640 "О закупке лекарственных препаратов"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, рассмотрев обращение от 19.12.2019 в части вопроса о порядке осуществления закупок лекарственных препаратов в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), сообщает следующее.
Положениями пункта 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся в том числе заключения предусмотренных Законом № 44-ФЗ контрактов.
Согласно части 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Так, частью 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Таким образом, Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с расходованием бюджетных средств при заключении заказчиками соответствующих гражданско-правовых договоров (контрактов) в соответствии с доведенным до государственного или муниципального заказчика объемом прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В настоящее время положениями Закона № 44-ФЗ предусмотрен механизм осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии со статьей 24 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Использование заказчиками конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способствует развитию конкуренции при осуществлении закупок, а также обеспечивает соблюдение принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг и, соответственно, эффективному использованию бюджетных средств.
Вместе с тем отмечаем, что при осуществлении закупок лекарственных препаратов конкурентными способами предусмотрены следующие особенности.
Положениями пункта 7 части 2 статьи 83, пункта 3 части 2 статьи 83.1 Закона № 44-ФЗ установлено, что заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений и проведения запроса предложений в электронной форме в случае осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. При осуществлении закупок в соответствии с указанным пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам.
Кроме того, положениями Закона № 44-ФЗ предусмотрены также случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 указанного Федерального закона, которая носит исключительный характер.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно). Заказчик вправе заключить в соответствии с указанным пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 Закона № 44-ФЗ.
Пунктом 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться также заказчиком в случае осуществления закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Заказчик вправе заключить контракт на поставки лекарственных препаратов в соответствии с указанным пунктом на сумму, не превышающую один миллион рублей. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем таких препаратов, необходимый для указанного пациента в течение срока, необходимого для осуществления закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями пункта 7 части 2 статьи 83, пункта 3 части 2 статьи 83.1 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, Законом № 44-ФЗ предусмотрен механизм закупки определенных лекарственных препаратов у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании пунктов 9 и 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ при соблюдении условий и ограничений, предусмотренных указанными пунктами.
Учитывая вышеизложенное, положения Закона № 44-ФЗ позволяют обеспечить надлежащее осуществление закупки лекарственных препаратов, в том числе для проведения жизненно важной лекарственной терапии в максимально оперативные сроки.
Дополнительно полагаем необходимым отметить, что в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Разграничение полномочий в области лекарственного обеспечения населения между уровнями публичной власти предусмотрено Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон № 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" установлено право отдельных категорий граждан получать лекарственные препараты за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлено право отдельных категорий граждан получать лекарственные препараты за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом 21 пункта 2 статьи 14 Закона № 323-ФЗ организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей (далее - 12 ВЗН) лекарственными препаратами является полномочием Минздрава России.
Согласно пункту 7 статьи 44 Закона № 323-ФЗ организация обеспечения лиц, больных 12 ВЗН, лекарственными препаратами осуществляется Минздравом России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Обеспечение лекарственными препаратами указанных лиц осуществляется по перечню лекарственных препаратов, утверждаемому Правительством Российской Федерации и формируемому в установленном им порядке.
Примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608.
В связи с чем сообщаем, что согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы медицинской помощи, а также по оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, диагностики, лечения и реабилитации, является Минздрав России.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Понедельник, 20 Январь 2020
- Номер документа: 24-01-08/2640
- Название документа: О закупке лекарственных препаратов
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо ФАС России № ТН/95899/24, Минздрава России № 25-7/И/2-21105 от 23.10.2024 "О применении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)"
- Письмо Федеральной антимонопольной службы от 17.06.2024 № ПИ/52337/24 "О порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров"
- Вебинар от 16.05.2024 "44-ФЗ - НМЦК, цена контракта при покупке лекарств"
- Вебинар от 03.04.2024 "Особенности закупок лекарств средств медицинских изделий и медоборудования"
- Письмо ФАС России от 21.02.2024 № ТН/14226/24 "О вопросах применения постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2020 № 1771"