Письмо Минфина России от 22.06.2020 № 24-03-06/53735 "О предложениях по предоставлению преференций организациям оборонно-промышленного комплекса и сертифицированным производителям (поставщикам) при закупках"
Минфин России рассмотрел обращение, содержащее предложения о внесении изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - Закон № 44-ФЗ, Предложения), и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Как следует из Предложений, предлагается внести изменения в Закон № 44-ФЗ, предусматривающие возможность осуществления закупки у организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - организация ОПК) как у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В этой связи отмечаем, что согласно части 4 статьи 2 Закона № 44-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом № 44-ФЗ, применяются правила международного договора.
Пунктом 3 статьи 88 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор о ЕАЭС) установлено, что закупки в государствах-членах осуществляются согласно приложению № 25 к Договору о ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 10 Протокола о порядке регулирования закупок, являющегося приложением № 25 к Договору о ЕАЭС (далее - Протокол), закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляются с учетом требований, указанных в пункте 10 приложения № 1 к Протоколу, в случаях, предусмотренных приложением № 3 к Протоколу.
При этом предлагаемый случай осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) приложением № 3 к Протоколу не предусмотрен.
Также отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 1 раздела I Договора о ЕАЭС Российская Федерация является стороной Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках ЕАЭС.
Согласно пункту 40 Протокола о порядке регулирования закупок, являющегося приложением № 25 к Договору о ЕАЭС, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством государства-члена о закупках, при осуществлении закупок могут устанавливаться преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, установление преимуществ организациям ОПК противоречит Договору о ЕАЭС и Закону № 44-ФЗ.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Статьей 6 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок основывается в том числе на принципах открытости, обеспечения конкуренции, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 8 Закона № 44-ФЗ установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Предоставление отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ, которые обеспечивают им более выгодные условия ведения хозяйственной деятельности, представляется необоснованным по отношению к остальным хозяйствующим субъектам, так как может негативно сказаться на обеспечении добросовестной конкуренции при осуществлении закупок.
Также, по мнению Минфина России, предлагаемые изменения необоснованно расширят перечень оснований для осуществления закупки у единственного поставщика, что может повлечь уход от конкурентных способов определения поставщика и ограничение количества участников закупки, а также неэффективное расходование бюджетных средств.
Кроме того, снижение конкуренции приведет к монополизации рынка и установлению завышенных цен на соответствующие товары, что создаст дополнительный административный барьер для участия в закупке.
Также Предложениями предусмотрено проведение конкурсных процедур среди сертифицированных производителей или сертифицированных поставщиков с целью повышения качества поставляемых товаров, работ, услуг в кратчайшие сроки.
В этой связи отмечаем, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ).
Примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 9 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а не часть 3.
При этом, в случае если участник не соответствует установленным требованиям или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, заказчик или комиссия по осуществлению закупок вправе отстранить такого участника (часть 3 статьи 31 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, в случае если законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, заказчики обязаны их устанавливать при осуществлении закупок.
Кроме того, частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ установлено право Правительства Российской Федерации устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Указанные дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99.
Таким образом, в случае необходимости расширения перечня отдельных видов товаров, работ, услуг, при закупке которых устанавливаются дополнительные требования к участникам закупок, внесение изменений в Закон № 44-ФЗ не требуется.
Кроме того, сообщаем, что в рамках реализации Концепции повышения бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 117-р, Минфином России подготовлен законопроект, предусматривающий в том числе введение "универсальной стоимостной предквалификации", предусматривающей возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн рублей только участников, имеющих успешный опыт исполнения любого контракта (договора) независимо от предмета закупки в объеме не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
Реализация предлагаемых изменений направлена на определение заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих квалификацией, выражающейся в опыте участия в государственных и муниципальных закупках, и исключение участия в закупках недобросовестных участников, фирм-однодневок.
Учитывая изложенное, Предложения не могут быть поддержаны.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Понедельник, 22 Июнь 2020
- Номер документа: 24-03-06/53735
- Название документа: О предложениях по предоставлению преференций организациям оборонно-промышленного комплекса и сертифицированным производителям (поставщикам) при закупках
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 13.06.2024 № 02-12-14/54698 "О перечислении средств с лицевого счета участника казначейского сопровождения на его расчетный счет в целях возмещения расходов на госконтракты, заключенные в рамках гособоронзаказа"
- Письмо Минфина России от 19.03.2024 № 24-01-10/24320 "O применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа"
- Письмо Минфина России от 20.10.2023 № 24-01-07/99890 "O применении положений части 15 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ"
- Минобороны РФ разрешили заключать контракты для нужд обороны страны с едпоставщиком в любой форме (Закон № 44-ФЗ)
- Постановление Правительства РФ от 12 августа 2023 № 1331 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"