Письмо Минфина России от 24.04.2025 № 02-08-11/41587 "О применении законодательства о контрактной системе в сфере закупок НКО, получившими субсидии из бюджета субъекта РФ, и законодательства о закупках отдельными видами юрлиц НКО в форме фондов"
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение некоммерческой организации от 12.03.2025, направленное письмом от 02.04.2025, по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупок некоммерческими организациями (далее соответственно - обращение, НКО, Закон № 44-ФЗ, Закон № 223-ФЗ) и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Минфин России не уполномочен давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения.
Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, в том числе по вопросам, указанным в обращении.
Вместе с тем Департамент считает возможным отметить следующее.
1. По вопросу применения Закона № 44-ФЗ
Положениями части 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ в редакции, вступившей в силу 01.01.2025, установлено, что при осуществлении юридическими лицами закупок за счет средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, условия предоставления которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации предусматривают соблюдение положений Закона № 44-ФЗ, применяются положения, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2, 3, 5, 6 и 7 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ (в части контроля в сфере закупок, предусмотренного частью 3 статьи 99 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, требование о соблюдении положений Закона № 44-ФЗ при осуществлении юридическими лицами закупок за счет средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы, подлежит определению условиями предоставления таких средств, определенными в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно обращению субсидия НКО предоставляется из регионального бюджета в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
Положениями статьи 78.1 Бюджетного кодекса в качестве условия предоставления субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, требование о соблюдении положений Закона № 44-ФЗ не предусматривается.
Вместе с тем согласно положениям абзаца шестого пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (далее - некоммерческие организации), предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации:
в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - Порядок), разрабатываемыми в соответствии с общими требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2023 № 1782 "Об утверждении общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий" (далее - Общие требования);
в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения, в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2023 № 1780 "Об утверждении Правил предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" (далее - Правила № 1780), и принимаемыми в соответствии с ним решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих в соответствии с Бюджетным кодексом полномочия главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации (далее - Решение).
В этой связи Порядок (Решение), разрабатываемый в соответствии с Общими требованиями (Правилами № 1780), устанавливает условия предоставления субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации некоммерческим организациям, принимаемые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, в указанном в обращении случае применение НКО положений Закона № 44-ФЗ согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса не требуется, в случае если иное не установлено условиями предоставления НКО субсидий из регионального бюджета, принимаемыми в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса.
2. По вопросу применения Закона № 223-ФЗ
Статьей 1 Закона № 223-ФЗ установлен перечень видов юридических лиц, а также случаев, при которых отдельные виды юридических лиц применяют Закон № 223-ФЗ. При этом некоммерческие организации в форме фондов не указаны в предусмотренном частью 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ перечне организационно-правовых форм юридических лиц, в связи с чем закупки таких организаций по общему правилу не регулируются Законом № 223-ФЗ.
Вместе с тем статья 1 Закона № 223-ФЗ также устанавливает иные случаи, при которых отдельными видами юридических лиц применяется Закон № 223-ФЗ при осуществлении закупок вне зависимости от их организационно-правовой формы, в том числе субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в отдельных сферах, юридическими лицами, реализующими инвестиционные проекты с государственной поддержкой. Таким образом, вопрос о применении конкретным юридическим лицом положений Закона № 223-ФЗ решается исходя из конкретной хозяйственной ситуации и путем соотнесения с основаниями, предусмотренными в Законе № 223-ФЗ.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Четверг, 24 Апрель 2025
- Номер документа: 02-08-11/41587
- Название документа: О применении законодательства о контрактной системе в сфере закупок НКО, получившими субсидии из бюджета субъекта РФ, и законодательства о закупках отдельными видами юрлиц НКО в форме фондов
Скачать вложения:
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 11.04.2025 № 03-07-11/36350 "О цене госконтракта, заключенного с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), применяющим УСН"
- Письмо Минфина России от 27.03.2025 № 02-12-10/30381 "О банковском сопровождении контрактов, заключенных для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд"
- Письмо Минфина России от 18.03.2025 № 24-06-06/26635 "О подтверждении страны происхождения товара при осуществлении государственных (муниципальных) закупок, закупок отдельными видами юрлиц в рамках национального режима"
- Письмо ФАС от 21.03.2025 № 28/26176/25 "При описании объекта закупки, заказчик указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки"
- Вебинар от 27.03.2025 "Преимущество допуска - 44-ФЗ"