Письмо Минфина России от 26.02.2020 № 24-02-05/13594 "Об установлении критериев оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме, определении НМЦК и описании объекта закупки при заключении энергосервисных контрактов"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 13.01.2020 по вопросам заключения энергосервисных контрактов путем проведения открытого конкурса в электронной форме в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, обращение), в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Департамент считает возможным по изложенному в обращении вопросу сообщить следующее.
1. По вопросу установления заказчиком порядка оценки заявок участников закупки Департамент сообщает следующее.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
На основании пункта 8 Правил заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки.
Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта;
б) нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Таким образом, заказчик в документации о закупке самостоятельно устанавливает критерии оценки, показатели, а также раскрывает содержание каждого показателя. При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Примечание.
На момент издания данного документа пункт 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085, изложен в новой редакции.
Департамент обращает внимание, что согласно пункту 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 Правил.
2. По вопросу определения начальной (максимальной) цены контракта Департамент сообщает следующее.
Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются и обосновываются на основании положений статьи 22 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 статьи 22 Закона о контрактной системе.
При этом согласно части 12 статьи 22 Закона о контрактной системе в случае невозможности применения для определения НМЦК методов, указанных в части 1 данной статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
Таким образом, заказчики самостоятельно определяют НМЦК с учетом положений Закона о контрактной системе.
Заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном Законом о контрактной системе, с учетом положений, предусмотренных статьей 108 Закона о контрактной системе. При этом предметом энергосервисных контрактов является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов.
Так, энергосервисные контракты заключаются отдельно от контрактов на поставку энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 3 статьи 108 Закона о контрактной системе НМЦК энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 № 636 (далее - Особенности определения НМЦК).
Согласно пункту 1 Особенностей определения НМЦК установлено, что, в случае если срок исполнения энергосервисного контракта равен или меньше одного календарного года, НМЦК определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год и стоимости единицы энергетического ресурса.
Для энергосервисных контрактов, срок исполнения которых составляет более одного календарного года, НМЦК определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год, стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении отбора и минимального целого количества лет, составляющих срок исполнения контракта (пункт 3 Особенностей определения НМЦК).
Таким образом, в целях заключения энергосервисных контрактов НМЦК определяется заказчиком самостоятельно с учетом положений Закона о контрактной системе и Особенностей определения НМЦК.
3. По вопросу о возможности включения в техническое задание условия о необходимости обследования сетей освещения перед энергосервисными мероприятиями и установления требований к характеристикам энергосервисного оборудования Департамент сообщает.
Правила описания объекта закупки установлены положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Вместе с тем в описание объекта закупки не должны включаться требования к информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут ограничение количества участников закупки.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, Департамент сообщает, что заказчик самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, в том числе устанавливает требования к энергосервисному оборудованию и порядку его обслуживания исходя из своих потребностей, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При этом вопрос соответствия описания объекта закупки положениям Закона о контрактной системе рассматривается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае исходя из описания предмета закупки и требований, содержащихся в документации о закупке.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Среда, 26 Февраль 2020
- Номер документа: 24-02-05/13594
- Название документа: Об установлении критериев оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме, определении НМЦК и описании объекта закупки при заключении энергосервисных контрактов
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 20.12.2024 "Ничтожность договора в публичных закупках основания и актуальная практика"
- Письмо Минфина России от 20.11.2024 № 24-06-09/115179 "О порядке определения начальной (максимальной) цены контракта"
- Вебинар от 08.12.2024 "Описание предмета закупки в условиях предоставления национального режима"
- Письмо Минфина России от 30.07.2024 № 06-10-09/71140 "Об изменении (уменьшении) максимального значения цены муниципального контракта на оказание услуг по предоставлению кредита при его исполнении, а также его расторжении"
- Вебинар от 20.11.2024 "44-ФЗ и 223-ФЗ - основные нюансы участия"