Письмо Минфина России от 28.02.2023 № 02-17-08/16776 "Об отдельных вопросах, связанных с привлечением, отбором и заменой банков, осуществляющих банковское сопровождение контрактов"
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение от 20 января 2023 г. по вопросу разъяснения положений нормативных правовых актов, регулирующих банковское сопровождение, и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность.
Вместе с тем Минфин России считает возможным в рамках компетенции выразить свою позицию по поставленным в обращении вопросам.
1. По вопросу необходимости применения положений Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) при отборе банка в целях заключения контракта банковского сопровождения
Согласно пункту 4 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 г. № 963 (далее - Правила № 963) банковское сопровождение контракта, заключающееся в проведении мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, осуществляется банком без взимания платы, если не установлены требования о применении расширенного банковского сопровождения.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, в части, касающейся в том числе заключения предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ контрактов. Частью 1 статьи 2 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
В соответствии с пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства и вносит изменения в ранее принятые бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
При этом согласно положениям статьи 72 Бюджетного кодекса закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса.
Таким образом, Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с расходованием бюджетных средств, при заключении заказчиками контрактов и не распространяется на заключение гражданско-правовых договоров, условиями которых выплата денежных средств не предусмотрена.
Учитывая изложенное, при заключении контракта банковского сопровождения, заключающегося в проведении мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, условиями которого не предусмотрена оплата услуг банка, заказчики вправе руководствоваться положениями гражданского законодательства Российской Федерации.
2. По вопросу возможности внесения изменений в контракт банковского сопровождения изменений в части замены банка, привлеченного заказчиком для банковского сопровождения
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 2 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей 95 Федерального закона № 44-ФЗ. Учитывая изложенное, по мнению Минфина России, внесение изменений в контракт банковского сопровождения в части замены банка, осуществляющего банковское сопровождение, возможно в случаях, предусмотренных статьей 95 Федерального закона № 44-ФЗ.
3. По вопросу определения нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации условий привлечения и отбора банков, осуществляющих банковское сопровождение
В соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона № 44-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации, в форме нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
По мнению Минфина России, определение условий, при которых банковское сопровождение контрактов осуществляется банком, привлеченным заказчиком, и условий, при которых банковское сопровождение контрактов осуществляется банком, привлеченным поставщиком, может быть установлено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона № 44-ФЗ с учетом положений, определенных Правилами № 963.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Вторник, 28 Февраль 2023
- Номер документа: 02-17-08/16776
- Название документа: Об отдельных вопросах, связанных с привлечением, отбором и заменой банков, осуществляющих банковское сопровождение контрактов
Скачать вложения:
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 02.09.2024 № 02-12-12/83030 "О применении НПА при отборе банков для осуществления банковского сопровождения контракта по проведению мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта без взимания платы"
- Письмо Минфина России от 21.06.2024 № 02-12-10/57526 "О применяемом законодательстве при заключении контракта банковского сопровождения по проведению мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, не предусматривающего оплату услуг банка"
- Решение Арбитражного суда от 19.07.2024 по делу № А 40-88523/24-94-675 "Правомерное требование заказчика о предоставлении обеспечения заявки в виде независимой гарантии"
- Письмо Минфина России от 18.03.2024 № 02-17-09/24241 "О казначейском и банковском сопровождении госконтракта на выполнение работ по реконструкции объекта"
- Письмо Минфина России от 27.12.2023 № 02-17-10/126955 "О банковском сопровождении госконтракта, источником финансового обеспечения которого являются средства бюджета субъекта РФ, а также казначейском сопровождении целевых средств"