Решение Арбитражного суда от 08.05.2024 по делу № А40-260874/23-158-1518 "Суд не взыскал убытки с поставщика не исполнившим контракт из-за санкций"
Не смотря на реализацию истцом право на односторонний отказ от исполнения договора, суд полагает, что невозможность исполнения со стороны ответчика обязанности по поставке согласованного товара обусловлена не виновными действиями ответчика, а исключительно экономической ситуацией, связанной с введением недружественными государствами антироссийских санкций. Оценивая поведение ответчика на предмет модели добросовестного и разумного (п.п. 3, 4 ст. 1 ГК РФ), суд считает необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.
Судом при рассмотрении дела установлено, что уже 19.04.2022 за исх. №38 ответчиком в адрес истца направлено письмо с предложением об изменении цены контракта на основании положений Федерального закона от 08.03.2022 №46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации).
Данное обстоятельство подтверждается копией указанного письма и не оспаривается сторонами.
При этом из содержания данного письма следует, что невозможность исполнения контракта по ранее согласованной цене обусловлено тем обстоятельством, на территории Российской Федерации находятся два производителя форматной бумаги по ГОСТ Р 57641-2017, которые производят 100% продукции: АО «Монди СЛПК» и НПАО «Сильвамо Корпорейшн Рус». Собственниками данных компания являются иностранные организации.
Также в данном письме ответчик информировал истца о том, что указанные предприятия на два месяца прекращали отгрузки бумажной продукции дистрибьюторам по причине отсутствия необходимых в производстве импортных химикатов в связи с принятием в отношении Российской Федерации санкций со стороны стран-экспортеров.
Ответчик в данном письме также сообщил истцу, что указанная экономическая ситуация привела к существенному повышению рыночной стоимости товара в марте 2022 г. более чем на 200%.
Признавая данные обстоятельства, изложенные ответчиком в данном письме достоверными, суд учитывает что именно данные обстоятельства послужили правовым основанием для не включения информации об ответчике в реестр недобросовестных поставщиков, что прямо следует из решения №РНП-63282 от 19.07.2022 Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области. Данное доказательство прямо опровергает утверждение истца о том, что ответчиком не предоставлено доказательств, свидетельствующих об изменении цены.
Кроме того, учитывая, что спорный контракт между сторонами был заключен в 2020 г., тогда как первые поставки по нему начались в марте 2022 г., очевидно, что ответчик при заключении контракта не мог предвидеть принятие иностранными государствами в отношении Российской Федерации экономических санкций, связанных с началом в феврале 2022 г. специальной военной информации. При этом суд отмечает, что иную правовую оценку могли бы получить обстоятельства, свидетельствующие о том, что фактическая невозможность исполнения условий контракта обусловлена тем, что со стороны истца допущена просрочка в исполнении обязательств, тогда как изначально, со стороны ответчика обязанность по поставке согласованного товара должна была быть исполнена до введения в отношении Российской Федерации экономических санкций (например, поставка планировалась в 2021 г.). Однако, подобных обстоятельств судом при рассмотрении дела не установлено.
- Вид документа: Решение
- Орган власти: Высший арбитражный суд РФ
- Дата документа: Среда, 08 Май 2024
- Номер документа: А40-260874/23-158-1518
- Название документа: Суд не взыскал убытки с поставщика не исполнившим контракт из-за санкций
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 18.12.2024 "Неустойка по контракту 44 ФЗ и договору 223 ФЗ нюансы для поставщика"
- Решение Арбитражного суда от 15.03.2024 по делу № А07-11520/2023 "Недостатки товара по госконтракту – суд не взыскал с поставщика неустойку"
- Вебинар от 10.12.2024 "Как подготовиться к завершению финансового года"
- Письмо Минфина России от 17.07.2024 № 02-07-11/66732 "Об оформлении приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги при исполнении контракта в сфере закупок"
- Письмо Минфина России от 21.06.2024 № 02-11-10/57527 "Об обращении взыскания на право требования должника по оплате товаров, работ, услуг к дебитору - получателю бюджетных средств (участнику казначейского сопровождения)"