Белоруссия и РФ должны в сентябре определить проблемы с допуском разработчиков ПО на рынки обеих стран
Белоруссия и Россия должны в сентябре текущего года определить регуляторные барьеры, препятствующие выходу разработчиков программного обеспечения обеих стран на рынок проектов в ключевых отраслях экономики, заявил заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак в рамках "Иннопром-2023".
"Мы непозволительно долго с вами раскачивались, работу надо систематизировать, - сказал Шпак. - Понятно, что существует целый ряд нормативных ограничений, но это наши чиновничьи дела. Вы должны нам указать (на проблемы - ИФ), а мы будем их решать".
"Нам надо выровнять доступ для российских и белорусских компаний, - добавил Шпак. - Знаем о проблеме белорусских разработчиков, которые не могут участвовать в работе над общезначимыми проектами, а также использовать механизмы грантовой поддержки в России".
В настоящее время в РФ действует запрет на закупку госзаказчиками иностранного ПО - разрешена закупка софта, который включен либо в Российский реестр ПО, либо в Евразийский реестр ПО. Кроме того, с 2025 года владельцы объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) должны перейти на преимущественное использование российского или евразийского ПО, включенного в соответствующий реестр.
Требования к ПО, которое включается в российский или евразийский реестры, схожи. В то же время, компании-разработчики из стран ЕАЭС в настоящее время не могут напрямую принимать участия в закупках российских госзаказчиков и госкомпаний (в ряде случаев).
Дело в том, что в России юридически значимый электронный документооборот между заказчиком и поставщиком осуществляется только в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок и с использованием усиленных квалифицированных ЭЦП. При этом для иностранных участников закупок предусмотрено право использовать электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и которые при этом признаны в РФ. В то же время сейчас взаимное признание в отношении усиленных квалифицированных ЭЦП не обеспечивается. То есть, поставщикам из стран ЕАЭС для прямой работы с российскими госзаказчиками необходимо иметь дочернюю структуру в РФ.
Кроме того, в России для компаний-разработчиков ПО действует ряд налоговых льгот. Также им доступны различные механизмы поддержки - гранты, субсидии и т.п.
В результате, в российский реестр к настоящему времени включено 17,1 тыс. программных продуктов от 6,2 тыс. компаний разработчиков. В то же время в евразийский реестр за 4,5 года (с 2019 по настоящее время) было включено только 72 программных продукта.
По словам Шпака, помимо определения регуляторных барьеров к сентябрю также должен быть проработан вопрос гарантий.
"Белорусской стороне на правительственном уровне необходимо проработать вопрос о гарантиях по сохранению контроля над правами на ПО за белорусской стороной и переходом этих прав в юрисдикции отличные от российской и белорусской, - сказал Шпак. - Условно, если мы запускаем белорусскую компанию со своим решением на ключевые российские предприятия, то у нас должна быть юридически значимая гарантия, что ни права на эти программные продукты, ни доли или акции компаний, обладающими правами на эти продукты, не перейдут во владение третьих лиц, а останутся или в белорусской, или в российской, или в совместной юрисдикции".
По мнению Шпака, без решения этого вопроса на уровне правительств странам будет очень сложно двигаться в части совместного/скоординированного развития ИТ.
"От белорусских коллег ожидаем конкретный список потребностей в отраслях промышленности, которые можно закрыть совместными усилиями наших разработчиков, - добавил Шпак. - Мы готовы использовать те решения, которые используются республикой Беларусь, готовы предоставить свои решения для автоматизации ключевых производственных процессов на промышленных предприятий. Считаем, что совместные проекты на основе потребностей, которые мы увидели, это ключевой фактор достижения технологического суверенитета наших государств".
По словам замглавы Минпромторга, перечень таких проектов также планируется подготовить до конца сентября.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 17.07.2024 № 02-07-11/66732 "Об оформлении приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги при исполнении контракта в сфере закупок"
- Письмо Минфина России от 22.11.2024 № 24-06-06/116890 "Об определении срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, срока приемки товара, работы (ее результатов), услуги и начала течения гарантийного срока"
- Вебинар 05.12.2024 "Обжалование действий/бездействия субъектов контроля"
- Письмо Минфина России от 11.10.2024 № 24-06-09/98674 "О подготовке обоснования невозможности соблюдения запрета или ограничения допуска товаров (работ, услуг) из иностранных государств, в частности, при закупке программного обеспечения"
- Письмо Минфина России от 14.10.2022 № 24-06-06/99792 "О вопросах, касающихся закупок в части использования каталога товаров, работ, услуг, поддержки СМП и СОНКО, допуска иностранных товаров"