Частые ошибки в закупках по Законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ
В госзакупках определили неправильный порядок оценки заявок, установили запрет на допуск импортных товаров без учета оснований для его неприменения, неверно сформировали лот. В закупках отдельных видов юрлиц требовали лишнего от победителей, без оснований отклонили заявку.
Закон № 44-ФЗ Определили неправильный порядок оценки заявок
По условиям порядка оценки заявок участникам следовало представить данные об опыте в виде справки по определенной форме. При ее отсутствии начисляют 0 баллов. Контролеры отметили:
-ни в Законе № 44-ФЗ, ни в положении об оценке заявок нет спорного основания для начисления баллов;
-непредставление справки или неверное ее заполнение не значит, что участник не имеет опыта.
Незаконно применяли нацрежим
Контролеры среди прочего нашли нарушение в том, что заказчик незаконно установил запрет на допуск без учета основания для его неприменения. Речь идет о таком основании: закупка единицы товара с ценой не более 300 тыс. руб. или совокупности этих товаров на общую сумму менее 1 млн руб., кроме ряда продукции. В данном случае стоимость совокупности товаров не превышала предельное значение.
Неверно сформировали лот
Заказчик закупал работы по реконструкции трех мостов. Контролеры нашли нарушение:
-в составе извещения есть проектные документации на каждый из объектов реконструкции с отдельными положительными заключениями;
-технологическую связь объектов между собой не обосновали. Объединение в один лот спорных работ увеличивает их объем, размер обеспечения исполнения контракта и ограничивает конкуренцию.
Закон № 223-ФЗ Требовали лишнего до заключения договора
В одном случае победителю закупки следовало представить заказчику подтверждение от производителя или его официального представителя о готовности изготовить и поставить оборудование. Так, оно должно включать гарантию того, что продукцию предоставят в сроки из документации. Подтверждение нужно было направить в течение 5 рабочих дней после размещения протокола подведения итогов. Иначе участника признают уклонившимся.
Контролеры и суд сочли условие неправомерным:
-предоставление спорной информации зависит от третьих лиц;
-по закупочной документации поставляют оборудование разных производителей. Участнику сложно представить сведения в столь сжатые сроки.
В другом примере победителю следовало представить заказчику документы на товар не позднее 5 календарных дней с даты получения проекта договора.
Контролеры нашли нарушение:
-Закон № 223-ФЗ не обязывает участника иметь товар до заключения договора;
-документы на товар передают заказчику вместе с товаром. То, что их нет до заключения договора, не влияет на исполнение.
Без оснований отклонили заявку
По условиям закупки участникам следовало не только подтвердить опыт документами, но и заполнить форму сведений о нем. Заявку участника отклонили за то, что сведения из формы не совпадали с представленными документами. Контролеры посчитали это незаконным:
-данные различались из-за техошибки при заполнении формы. То, что ее допустили, не означает, что опыта нет. Подтверждающие документы, что приложили к заявке, верны;
-по условиям закупки, если в документах для оценки есть противоречивая информация, то ее проводят без учета таких сведений, а не отклоняют заявку.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 25.07.2025 № 24-06-07/72068 "О применении ограничений и преимуществ в рамках национального режима при закупке лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов"
- Письмо Минфина России от 04.08.2025 № 24-06-09/75289 "О сроке начала применения изменений в позиции НПА, регламентирующего предоставление национального режима при закупках"
- Решение Арбитражного суда от 09.09.2025 № А32-50425/2024 "Кассация сочла лишним доптребования по строительному контракту"
- Письмо Минфина России от 02.09.2025 № 24-07-08/85390 "О применении ограничения в рамках национального режима при закупке товаров отдельными видами юрлиц"
- Письмо Минфина России от 04.09.2025 № 24-06-09/86434 "Об информации и документах, подтверждающих страну происхождения товара при закупках в рамках национального режима"