Для 10% заключенных договоров между госкомпаниями и субъектами МСП могут пересмотреть условия
Госкомпании и субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) готовы пересмотреть условия около 10% заключенных договоров, заявила руководитель дирекции оказания возмездных услуг и информационного обеспечения в сфере закупок "Корпорации МСП" Наталья Власова в ходе форума "Госзаказ".
Наталья Власова рассказала, что к настоящему времени получено около 100 обращений по этому поводу. В основном обращения касаются необходимости изменения цены договоров и других существенных условий. В настоящее время также крайне необходимо прямое закрепление правовых последствий в случае недружественных действий, которые объективно вызывают невозможность исполнения ранее заключенных обязательств. Для этого необходимо внести изменения в Гражданский кодекс (ГК) РФ. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму.
В "Корпорации МСП" рассчитывают, что эти поправки будут приняты оперативно, как это произошло с другими предложениями, направленными на поддержку участников рынка госзакупок и закупок госкомпаний.
Также Наталья Власова подчеркнула, что в начале марта были изданы правительственные директивы, определяющие особенности исполнения договоров в условиях иностранных санкций.
В соответствующем сообщении Минфина отмечалось, что компании с госучастием не смогут применять в текущем году к поставщикам штрафные санкции за неисполнение договоров в связи с введением санкций. Кроме того, они должны обеспечить возможность изменить условия таких договоров.
При этом Минфин заявлял, что у поставщиков возникают сложности с исполнением договоров на ранее согласованных условиях, в том числе в части номенклатуры поставляемых товаров, их цены и сроков исполнения обязательств, а директивы позволяют решить эту проблему.
Стоит отметить, что аналогичная ситуация сложилась в сфере госзакупок. Здесь также в марте был принят закон о социально-экономических мерах поддержки граждан и бизнеса, который, в числе прочего, предусматривает предоставление поставщикам по госконтрактам временных послаблений при их заключении и исполнении.
Одно из положений этого закона предусматривает, что по решению правительства РФ, властей субъектов РФ или местной администрации возможно изменение существенных условий контракта (предмет, цена, срок, порядок оплаты и пр.) по соглашению сторон. Однако госзаказчики пока не используют эти возможности.
По данным ТПП РФ, многие госзаказчики столкнулись с тем, что поставщики не могут исполнить свои обязательства по контрактам из-за введения антироссийских санкций. При этом заказчики не обращаются в ФАС и не расторгают контракты, поскольку понимают, что в случае их расторжения они не смогут заключить новые контракты на тех же условиях. Поэтому госзаказчики контракты не расторгают и требуют их исполнения, а на региональном и муниципальном уровнях заказчики ждут разъяснений Минфина по действиям в случае невозможности исполнения контрактов.
В "РТС-тендер" сообщили, что по данным Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок, с начала текущего года госзаказчики расторгли 6,8 тыс. контрактов. Из них 4,6 тыс. были расторгнуты до 24 марта, а 2,2 тыс. - после.
Ранее Аналитический центр при правительстве РФ сообщал, что в 2020 году на долю расторгнутых госконтрактов пришлось 13,8% от общего числа заключенных госконтрактов, что на 7 п.п. меньше аналогичного показателя 2019 года. При этом эксперты центра считают, что на снижение доли расторгнутых госконтрактов повлияло введение мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции.
В последнем случае речь идет, в частности, о поправках к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), согласно которым госзаказчики получили возможность изменять существенные условия контрактов с едпоставщиками при закупках услуг естественных монополий, коммунальных услуг, услуг по управлению многоквартирными домами и т.п.
Подавляющее большинство госконтрактов (97%) расторгалось "по соглашению сторон". Причем, более половины таких контрактов (63%) - это контракты с единственными поставщиками, в том числе - с естественными монополиями.
Последнее изменениеПонедельник, 11 Апрель 2022 09:36
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 20.11.2024 "44-ФЗ и 223-ФЗ - основные нюансы участия"
- Вебинар от 31.10.2024 "Обзор основных нарушений заказчиков"
- Письмо Минфина РФ от 09.10.2024 № 23-07-09/97804 "О проведении мониторинга и оценки соответствия в отношении заказчиков, применяющих часть 8.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ"
- Письмо Минфина России от 16.09.2024 № 24-06-06/88175 "Об учете в объеме закупок у СМП, СОНКО закупок с привлечением к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО"
- Письмо Минфина России от 25.09.2017 № 24-06-08/61944 "Об установлении требований к участникам закупки - субъектам МСП о наличии у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и установлении размера обеспечения договора"