Излишние затраты госзаказчиков на проведение несостоявшихся закупок в 2020 году оцениваются в 5,5 млрд руб.
Избыточные расходы госзаказчиков на проведение несостоявшихся закупочных процедур составили в 2020 году 5,5 млрд рублей, следует из данных НИУ ВШЭ, представленных в ходе круглого стола "Закупки 2030. Модели трансформации", организованного Общественной палатой РФ.
По оценке ВШЭ, транзакционные издержки заказчиков на организацию и проведение несостоявшихся конкурентных процедур закупки составили в прошлом году 9,2 млрд рублей, что несколько ниже аналогичного показателя 2019 года 11,1 млрд рублей. По результатам большинства несостоявшихся закупок были заключены госконтракты. То есть, по факту, проводились закупки у единственного поставщика, которые обходятся заказчикам почти в два раза дешевле.
Так, возможные транзакционные издержки заказчиков на проведение несостоявшихся закупок, если бы они официально проводились в виде закупок у едпоставщика, оцениваются экспертами в 3,7 млрд рублей (4,4 млрд рублей в 2019 году). Соответственно, исследователи ВШЭ считают, что госзаказчики "переплатили" за проведение госзакупок 5,5 млрд рублей.
Большая часть конкурентных закупочных процедур проводилась в виде электронного аукциона. Затраты госзаказчиков на проведение одного такого аукциона эксперты ВШЭ оценивают в 9 тыс. рублей.
По данным Минфина РФ, в прошлом году госзаказчики разместили в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок 2,2 млн извещений на общую сумму в 9,4 трлн рублей. При этом состоявшимися были признаны только 1 млн закупок на 2,8 трлн рублей. Закупки на 5,5 трлн рублей были признаны несостоявшимися. По результатам большинства несостоявшихся закупок (75%) были заключены контракты на 4,4 трлн рублей.
В материалах Минфина отмечалось, что наиболее распространенной причиной признания закупок несостоявшимися является подача только одной заявки (59%), из них в 98,8% случаев такие единственные заявки были признаны соответствующими требованиям 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении.
Средний размер снижения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) в 2020 году составил 10,49% (428 млрд рублей). При этом экономия по результатам заключения госконтрактов оценивалась Минфином в 6% - 386 млрд рублей (госзаказчики имеют право, в частности, перераспределять сэкономленные в результате одних закупок средства на другие свои закупки).
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 15.05.2024 "Несостоявшиеся закупки заключать договор или нет"
- Вебинар от 26.04.2024 "Нарушения дробление и неэлектронная форма закупок Практика УФАС"
- Письмо Минфина России от 11.05.2022 № 24-06-07/42951 "О заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся"
- Вебинар от 13.04.2024 "Документально и декларативно подтверждаем соответствие всем требованиям идеальная заявка"
- Письмо Минфина России от 08.12.2023 № 24-06-09/118588 "О правилах заключения контракта с единственным поставщиком в связи с несостоявшейся процедурой"