Минфин предлагает изменить правила госзакупок для здравоохранения
Российские медучреждения могут получить право закупать медоборудование и расходные материалы через единого заказчика в рамках офсетного контракта. Соответствующие поправки к законодательству сейчас обсуждают в правительстве. Это, по мнению Минфина, позволит лучше адаптировать систему госзакупок к новым реалиям медицинской сферы — в перспективе, напомним, Минздрав опасается сложностей с зарубежными поставками медтехники и медизделий.
Минфин предлагает внести поправки в закон «Об обязательном медицинском страховании», разрешив государственным больницам закупки через единого заказчика. Это следует из межведомственной переписки Минфина, правительства Москвы и первого вице-премьера Андрея Белоусова.
Как следует из документов, в конце декабря 2022 года мэр Москвы Сергей Собянин обратился к первому вице-премьеру с просьбой предусмотреть в 44-ФЗ новые способы заключения офсетных контрактов (о закупках с условием локализации производства в РФ). Москва, как следует из приведенной в письме статистики, с 2017 года заключила уже 5 таких контрактов (на производство лекарств, медизделий и детского питания) на 72 млрд руб. при частных инвестициях в развитие производств для их выполнения в 12,9 млрд руб.
Однако закон об ОМС осложняет расширение этой практики: механизм финансирования расходов больниц, например, на приобретение расходных материалов, предполагает возмещение затрат на них непосредственно медорганизации.
При этом масштаб инвестиций офсетных контрактов не позволяет заключать их отдельным больницам самостоятельно, а ФЗ-44 не предполагает, что заключить офсетный контракт с одним поставщиком могут несколько учреждений, и не предусматривает возможности передачи этой функции единому заказчику.
Поэтому мэр Москвы просит первого вице-премьера поручить рассмотреть возможность предоставления регионам права проводить совместные закупки внутри одного субъекта РФ при минимальном объеме инвестиций от 100 млн руб. В ответ на это письмо 13 января этого года Андрей Белоусов дал поручение Минфину, Минэкономики, ФАС и Минздраву проработать предложение мэра Москвы.
Как следует из письма Минфина от 10 февраля, ведомство не поддерживает идею совместных закупок: инвестор, выступающий поставщиком по офсетному контракту, не может быть ответственным перед несколькими заказчиками, так как это приведет к «правовой неопределенности», если инвестор выполнит контракт по отношению ко всем участникам контракта кроме одного. Однако существующие правовые нормы, добавляют в Минфине, позволяют регионам осуществлять централизованные закупки в интересах региональных структур через единого заказчика — согласно положению части 3 статьи 26 ФЗ-44.
Таким образом, по мнению Минфина, изменения необходимы не контрактной системе, а системе финансирования ОМС — в частности, ведомство предлагает разрешить передавать средства ОМС для оплаты офсетных контрактов единому заказчику.
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 23.12.2024 № А76- 28264/2024 "Несколько закупок у единственного поставщика не всегда являются дроблением одной сделки"
- Решение Арбитражного суда от 24.10.2024 № А79-5405/2024 "Нарушение Закона № 44-ФЗ само по себе не говорит о недобросовестности исполнителя"
- Письмо Минфина России от 20.12.2022 № 24-06-06/125061 "О казначейском сопровождении расчетов по контрактам, заключенным с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также по контрактам (договорам), заключаемым в целях их исполнения"
- Письмо Минфина России от 31.05.2023 № 24-06-09/50066 "О применении ограничений допуска при закупках медицинских изделий у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме и формировании отчета об объеме закупок у СМП, СОНКО"
- Письмо Минфина России от 31.05.2023 № 24-06-09/49884 "О включении в реестр контрактов данных о контракте с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заключенном по решению органа субъекта РФ, и направлении проекта контракта в орган"