Минпромторг РФ изучит потребности госкомпаний в офсетных договорах
Минпромторг РФ намерен изучить проблематику заключения госкомпаниями офсетных (со встречными инвестиционными обязательствами - ИФ) договоров и после этого, при необходимости, заняться подготовкой соответствующей нормативной базы, заявила заместитель директора департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга Надежда Лещенко в ходе конференции "Закупки в промышленности 2023".
"К настоящему времени дано много поручений по тематике офсетных договоров и долгосрочных контрактов в рамках 223-ФЗ (закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"), - сказала она. - Фактически 223-ФЗ не запрещает госкомпаниям заключать такие договоры, но в реальности этот механизм не используется. Для изучения ситуации планируем провести опрос заказчиков на сайте ГИСП (ГИС "Промышленность")".
После получения и анализа информации от участников рынка по направлению офсетных договоров Минпромторг будет готов заняться подготовкой соответствующей нормативной базы, если в этом будет необходимость.
При этом Лещенко отметила, что к настоящему времени госкомпании начали использовать механизм офсетных договоров, но только в сегменте закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), где офсетные договоры введены в правовое поле в рамках программ выращивания поставщиков из числа компаний малого бизнеса. Однако правительство считает, что тематика офсетных договоров не должна ограничиваться сферой малого бизнеса.
Ранее Минфин РФ отмечал, что положения 223-ФЗ не запрещает госкомпаниям проводить и заключать офсетные договоры. Достаточно прописать такую возможность в своем положении о закупках. Однако заказчики считают, что этого недостаточно.
"Дело пойдет, если офсет будет поддержан на уровне законодательства, - заявил представитель одной из крупнейших госкомпаний. - Если сделаем это (заключение офсетного договора - ИФ) сейчас, то у контролирующих органов возникнет вопрос об основаниях для заключения такого договора. А здесь два контролера - ФАС России и прокуратура, которые не всегда считают, "что если не запрещено - то разрешено" (позиция Минфина - ИФ)".
Как сообщалось, госкомпании стали использовать механизм офсетных договоров только с конца прошлого года, когда вступили в силу новые положения закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", предусматривающие, что отобранным для участия в программах развития субъектам МСП госкомпании должны будут составлять индивидуальные карты развития с перечнем конкретных мероприятий, сроком их реализации и указанием ответственных за это лиц. Причем участвовать в таких программах развития могут только те субъекты МСП, которые уже имеют опыт исполнения договоров по результатам закупок госкомпаний. Продолжением таких программ развития субъектов МСП или их составной частью могут быть офсетные договоры.
На начало июля текущего года общий объем офсетных договоров, заключенных крупнейшими госкомпаниями с субъектами МСП в рамках программ выращивания, составил 3,1 млрд рублей.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 24.10.2024 № 24-06-09/103492 "Об установлении заказчиком в извещении о закупке требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО"
- Письмо Минфина России от 14.10.2022 № 24-06-06/99792 "О вопросах, касающихся закупок в части использования каталога товаров, работ, услуг, поддержки СМП и СОНКО, допуска иностранных товаров"
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-07-08/97806 "О применении национального режима при закупках отдельными видами юрлиц"
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-07-08/97814 "О содержании положения о закупке, внесении в него изменений, его утверждении и размещении в ЕИС в сфере закупок"
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-07-08/97815 "О мерах по предоставлению национального режима при закупках отдельными видами юрлиц"