Минпромторг РФ предлагает снизить уровень секретности закрытых конкурентных закупок
Уровень секретности закрытых конкурентных закупочных процедур в электронной форме в рамках госзакупок и закупок госкомпаний РФ может быть снижен, следует из проекта правительственного постановления, подготовленного Минпромторгом и опубликованного на портале проектов нормативных правовых актов.
Сам документ предусматривает, что участники закупок смогут при проведении на специализированных электронных торговых площадках (ЭТП) закрытых конкурентных процедур в электронной форме использовать сеть шифрованной связи 2 класса вместо сети 1 класса.
"Предлагается при осуществлении закупок, содержащих "секретные" сведения, использовать сеть шифрованной связи 2 класса, предназначенную для передачи информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну со степенью секретности до "секретно" включительно", - говорится в пояснительной записке к проекту правпостановления.
То есть, в случае принятия этого постановления участникам закупки не потребуется получать/иметь лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну со степенью секретности "совершенно секретно". Процесс получения такой лицензии может превышать 6 месяцев.
Действующая нормативная правовая база предусматривает, что закрытые конкурентные закупки можно проводить только с использованием сети шифрованной связи 1 класса. А для этого требуется лицензия на работу с "совершенно секретными" сведениями.
В записке отмечается также, что большая часть закрытых закупок (более 75%), которые сейчас проводятся на специализированной ЭТП "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа" (АСТ-ГОЗ, дочерняя компания "Сбербанк-АСТ" и госкорпорации "Ростех"), имеет степень секретности сведений не выше уровня "секретно", а большинство предприятий-поставщиков обладают лицензией на работу со сведениями со степенью секретности "секретно". Но не "совершенно секретно".
АСТ-ГОЗ изначально создавалась для проведения закрытых конкурентных закупок в рамках гособоронзаказа. Соответственно, большинство заказчиков и поставщиков в рамках ГОЗ имеют необходимые лицензии, и проведение таких закупок затруднений не вызывало.
Ситуация изменилась в прошлом году после введения антироссийских санкций, под которые подпало большое число госкомпаний (по оценкам участников рынка, речь идет о порядка 3 тыс. юридических лиц, на долю которых приходится около 50% от общего объема закупок госкомпаний - ИФ). По решению правительства они перестали публично раскрывать информацию о своих закупках и размещать ее в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок. Такие компании теперь проводят свои закупки либо неконкурентными способами, либо закрытыми конкурентными способами в электронной форме на той же АСТ-ГОЗ. Однако из-за сложности получения лицензий (в первую очередь, для поставщиков госкомпаний) на работу со сведениями уровня "совершенно секретно" большинство таких госкомпаний предпочитает проводить свои закупки неконкурентными способами в электронной форме на тех или иных ЭТП (не специализированных - ИФ).
С апреля текущего года в рамках ЕИС должен начать работать закрытый контур для размещения информации о закупках подсанкционных госкомпаний. К этому же времени, как предполагается, начнут работу еще две специализированные ЭТП, прошедшие в конце прошлого года соответствующий отбор, - "ЭТП Газпромбанка" (ЭТП ГПБ, одна из ЭТП для госзакупок) и казанское ООО ЭТП (занимается, в частности, проведением закупок госкомпаний).
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 17.07.2024 № 02-07-11/66732 "Об оформлении приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги при исполнении контракта в сфере закупок"
- Письмо Минфина России от 22.11.2024 № 24-06-06/116890 "Об определении срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, срока приемки товара, работы (ее результатов), услуги и начала течения гарантийного срока"
- Вебинар 05.12.2024 "Обжалование действий/бездействия субъектов контроля"
- Письмо Минфина России от 14.10.2022 № 24-06-06/99792 "О вопросах, касающихся закупок в части использования каталога товаров, работ, услуг, поддержки СМП и СОНКО, допуска иностранных товаров"
- Вебинар от 22.11.20224 "Ведение реестра контрактов разбор основных ошибок заказчиков"