Обзоры практики ФАС за май — июнь 2023 года: частые ошибки в госзакупках
Незаконно установили в проекте контракта условие о том, чтобы с заказчиком согласовали состав товара для выполнения работ. Ограничили конкуренцию, когда укрупняли лот. В техзадании привели параметры продукции не такие, как в разрешении не применять запрет на допуск.
Требовали лишнего
В проекте контракта на капремонт дороги установили условие о том, чтобы с заказчиком согласовали состав асфальтобетонной смеси до начала работ. Контролеры и суды посчитали его лишним: согласно техзаданию работы выполняют по ГОСТу. В нем есть составы смесей.
Объединили в один лот работы по ремонту дорог в разных субъектах
Заказчик закупал работы по содержанию федеральных автодорог в 6 субъектах и установил доптребования. Контролеры нашли ограничение конкуренции:
из-за укрупнения лота объем работ, НМЦК, а также обеспечение заявки и контракта стали больше. Увеличилась и стоимость подтверждающего опыт договора;
по условиям закупки работы следовало проводить в один период. Это накладывает на подрядчика дополнительную кадровую и материально-техническую нагрузку.
Отметим, объединение в один лот работ по ремонту участков автодорог в разных районах области, которые не имеют общих границ, также могут посчитать ограничением конкуренции.
Отступили от характеристик товара из разрешения на закупку импортной продукции
Заказчик получил разрешение Минпромторга не применять запрет на допуск импортных товаров. Однако в описании объекта закупки отступил от характеристик из разрешения, а также привел параметры, которых в нем не было.
Контролеры напомнили: характеристики должны совпадать с теми, что заявили для получения разрешения.
Определили неверный порядок оценки заявок
В одном случае участник закупки работ по ремонту автодорог пожаловался, что заказчик ограничил предмет договоров для оценки опыта: он принимал только договоры на ремонт, капремонт дороги.
Контролеры нашли нарушение: по положению об оценке заявок следует принимать также договоры на содержание, строительство, реконструкцию автодороги.
Отметим, в судебной практике есть иное мнение.
В другом случае для оценки квалификации участников закупки работ по текущему ремонту заказчик применил 2 показателя: наличие опыта и специалистов. Контролеры решили, что он не учел особенности оценки заявок при закупке таких работ: ему следовало оценивать только опыт участников.
В третьем случае заказчик для оценки опыта принимал исполненные договоры стоимостью не менее 20% НМЦК. Контролеры нашли нарушение:
требование к минимальной цене договора не отвечает положению об оценке заявок;
спорное условие не дает выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников закупки.
Отметим, в практике есть и иное мнение.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 20.11.2024 № 24-06-09/115179 "О порядке определения начальной (максимальной) цены контракта"
- Решение Арбитражного суда от 13.05.2024 по делу № А55-7048/2024 "Заказчик ограничил предмет договора для оценки опыта"
- Письмо Минфина России от 10.10.2024 № 24-06-09/98357 "О лицах, участвующих в закупках в качестве участника закупки"
- Письмо Минфина России от 11.10.2024 № 24-06-09/98674 "О подготовке обоснования невозможности соблюдения запрета или ограничения допуска товаров (работ, услуг) из иностранных государств, в частности, при закупке программного обеспечения"
- Вебинар от 19.11.2024 "Особенности работы в электронном магазине РТС-тендер"