Опыт участника закупки подтверждает выполнение релевантных предмету контракта работ как в частных, так и в публичных интересах
Пермское реготделение ФСС России проводило электронный конкурс на изготовление протезов нижних конечностей для инвалидов.
Опыт участника закупки оценивался по успешному изготовлению протезов сопоставимого характера и количества. А наличие опыта должны были подтверждать копии госконтрактов (с актами выполненных работ) по Закону № 44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок и содержащих сведения об объеме выполненных работ.
Также были установлены количественные требования к подтверждению опыта: по числу изготовленных по контрактам протезов (введено предельное необходимое максимальное значение показателя) и по стоимости таких контрактов.
ООО «Интра» обратилось с жалобой в УФАС, полагая, что заказчик установил необъективные и несопоставимые критерии оценки заявок. Антимонопольный орган признал госучреждение нарушившим ст. 8, ч. 8 ст. 32, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона № 44-ФЗ, указав, что:
- введенные заказчиком максимальные показатели по нестоимостному критерию избыточны и необъективны, несопоставимы с объемом работ и стоимостью контракта;
- требование о наличии опыта выполнения работ исключительно по госконтрактам ставит в преимущественное положение хозсубъектов, имеющих такой опыт, перед теми, у кого его нет.
Учреждению выдали предписание, которое оспорено в суде.
Три инстанции требования заказчика удовлетворили. УФАС подало кассационную жалобу в ВС РФ.
ВС РФ в своем определении от 06.06.2022 № 309-ЭС22-462 по делу № А50-898/2021 отменил решения судов, отметив при этом несколько моментов.
- Благодаря установлению заказчиком предельного необходимого максимального значения показателей исключена возможность получения преимущества участниками закупки с большим опытом выполнения работ. Это обеспечило конкурентоспособность иных участников и ликвидировало большой разрыв при присуждении заявкам баллов по этому критерию.
- В Правилах оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085, сказано, что опыт участников закупки определяется только фактом выполнения работ, связанных с предметом контракта, сопоставимого характера и объема. Ни объем, ни характер работ не зависят от того, в чьих интересах они выполняются – в частных или в публичных. Таким образом, квалификационный критерий наличия опыта выполнения работ по госконтрактам приводит к нарушению принципа равноправия, ограничивает конкуренцию между всеми участниками конкурса и свободный доступ к публичным процедурам, создает неравные условия и дает преимущества хозсубъектам, имеющим опыт исполнения только госконтрактов.
- Материалы дела не подтверждают довод заказчика о том, что этот критерий помогает выявить более квалифицированного участника.
- УФАС сделало обоснованный вывод, что требование заказчика предоставить в составе заявки исполненные участником закупки контракты по изготовлению протезов исключительно в рамках Закона № 44-ФЗ нарушает нормы этого закона.
Похожие материалы (по тегу)
- Суд не встал на сторону общества при отклонение заявки
- Вебинар от 24.01.2023 "Закупки у единственного поставщика п.11 ч.1 ст. 93 44-ФЗ (УФСИН, ФГУП) - риски, судебная практика"
- В каких случаях заказчик не обязан заключать договор с единственным участником торгов
- Вебинар от 26.12.2022 "Нюансы определения стоимости работ в договоре подряда особенности при работе с контрагентом на УСН"
- Вебинар от 22.12.2022 "ИТОГИ 223-ФЗ ПО МАТЕРИАЛАМ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ"