Ошибки при оценке репутации по Законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ: примеры из практики за 2021 - 2023 годы
Нарушения Закона № 44-ФЗ
Ограничили возможность подтвердить репутацию
Заказчиков наказывали за требования представить документы, выданные:
-исключительно в рамках конкурентных закупок – Крымское УФАС;
-определенными типами заказчиков – Московское областное УФАС;
-за определенный период – ФАС и Санкт-Петербургское УФАС.
Требовали не те документы
Контролеры наказывали тех, кто предлагал представить документы, не предусмотренные Положением об оценке заявок:
-копии благодарственных писем, грамот, наградных дипломов и т.п. – Санкт-Петербургское УФАС;
-документы о нахождении исполнителя в определенных рейтингах – Бурятское УФАС;
-копии контрактов, актов и других документов, подтверждающих опыт, – Санкт-Петербургское УФАС.
Претензии были и к заказчикам, предлагавшим представить документы, не относящиеся к предмету закупки (Нижегородское УФАС и Московское УФАС).
Нарушения Закона № 223-ФЗ
Установили критерий "деловая репутация" в качестве отборочного
Московское областное УФАС признало нарушителем заказчика, который установил обязательное требование к участникам закупки о наличии в составе заявки документов, подтверждающих деловую репутацию. Контролеры отметили, что наличие или отсутствие таких документов не влияет на исполнение обязательств по договору и не может служить основанием для отклонения заявки.
Однако есть и иной подход. Так, АС Западно-Сибирского округа отметил, что установление критерия в качестве отборочного не противоречит требованиям Закона № 223-ФЗ и направлено на удовлетворение потребностей заказчика.
Ненадлежащим образом установили порядок оценки
Антимонопольные органы привлекали к ответственности тех, кто:
-понижал оценку за предъявление исполнителю претензий по другим договорам – Московское областное УФАС;
-оценивал формальный срок нахождения исполнителя на рынке – Санкт-Петербургское УФАС.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо ФАС России от 26.09.2025 № ГР/90477/25 "Об условиях включения в реестр недобросовестных поставщиков"
- Письмо Минфина России от 23.10.2025 № 24-07-08/102864 "О подтверждении происхождения товаров из РФ в рамках национального режима и установлении порядка рассмотрения, оценки, сопоставления, оснований отклонения заявок при закупках отдельными юр"
- Решение Арбитражного суда от 19.11.2024 № А40-187289/24-84-1369 "Участник снизившего в письме о подаче оферты начальную (максимальную) цену закупки не в пределах шага аукциона, нарушает положение ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ"
- Вебинар от 19.09.2025 "Контроль в сфере закупок, устранение нарушений, исполнение предписаний (Закон № 223-ФЗ)"
- Вебинар от 19.09.2025 "Закупка юридических услуг по 223"