Правительство РФ утвердило директивы госкомпаниям о поддержке поставщиков при частичной мобилизации
Правительство РФ утвердило директивы госкомпаниям о мерах поддержки их поставщиков в условиях частичной мобилизации, заявил заместитель гендиректора "Корпорации МСП" Алексей Журавлев в ходе форума "Сделано в России".
"Неделю назад первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов подписал правительственные директивы госкомпаниям о неприменении штрафных санкций к поставщикам при нарушении ими условий договоров из-за частичной мобилизации, - рассказал Журавлев. - Также директивы позволят госкомпаниям изменять существенные условия договоров, если при их исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, связанные с частичной мобилизацией".
Сами директивы распространяются только на крупнейшие госкомпании (их перечень определен соответствующим распоряжением правительства) и обязывает их в течении 10 дней провести заседания советов директоров, на которых должен быть рассмотрен вопрос о возможности продления сроков исполнения договоров и неприменения штрафных санкций при нарушении из-за частичной мобилизации.
Представители интересов РФ в этих советах директоров должны будут проголосовать за неприменение штрафных санкций к поставщикам при нарушении ими своих обязательств по договорам в связи с частичной мобилизацией, а также за возможность изменения условий договоров, если при их исполнении возникли независящие от сторон договора обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения без изменения условий в период срока действия указа президента РФ о частичной мобилизации.
Как сообщалось, на днях правительство РФ утвердило меры поддержки и участников госзакупок в условиях частичной мобилизации.
"Существенные условия контрактов для обеспечения федеральных нужд - сроки, цена, виды и объёмы работ (услуг) могут быть изменены, если поставщиками по ним являются компании, сотрудники которых призваны на службу в рамках частичной мобилизации, - говорилось в сообщении на сайте правительства о принятии соответствующего правпостановления. - Нововведение относится ко всем контрактам, которые будут заключены до конца 2023 года".
Само правительственное постановление предусматривает предоставление участникам госзакупок права на изменение существенных условий госконтрактов (федерального уровня - ИФ), если при выполнении таких контрактов возникли "независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения в связи с мобилизацией".
Кроме того, документ предусматривает внесение соответствующих изменений в ряд правительственных постановлений, регламентирующих различные вопросы, связанные с исполнением госконтрактов. Так, например, согласно этим изменениям в реестр недобросовестных поставщиков (РНП - заказчик имеет право внести информацию о поставщике в РНП при ненадлежащем исполнении контракта и последний в течение трех лет не сможет принимать участие в госзакупках - ИФ) нельзя будет включать информацию о поставщиках, которые не смогли надлежащим образом выполнить свои обязательства по госконтрактам - но только в том случае, если это оказалось невозможным в связи с мобилизацией.
Поправка в другое постановление предусматривает, что госзаказчики должны будут полностью списывать неустойки (штрафы, пени), начисленные за неисполненные или ненадлежаще исполненные госконтракты - но только по причине возникновения не зависящих от сторон контракта обстоятельств, связанных с мобилизацией.
Стоит отметить, что по мнению участников рынка закупок эти меры поддержки требуют доработки. Например, в части обоснования невозможности исполнения контракта из-за мобилизации.
В частности, ТПП РФ предложит Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России подготовить инструкции для территориальных органов о включении/не включении поставщиков в РНП. Необходимость такой инструкции ТПП РФ объясняет тем, что хотя в настоящее время еще нет практических примеров рассмотрения вопроса о включении/не включении поставщика в РНП из-за мобилизации, но уже есть позиция/отношение некоторых заказчиков и контрольных органов по этому вопросу.
Так, по словам ряда участников рынка закупок, суды и контрольные органы, по аналогии с ситуацией в период пандемии новой коронавирусной инфекции, зачастую не видят причинно-следственной связи между невыполнением обязательств по контракту и мобилизацией. Например, мобилизация руководителя субъекта малого и среднего предпринимательства (МСП) может просто остановить или на неопределенное время приостановить его деятельность. При этом контрольные органы нередко считают, что компания должна была предусмотреть такую возможность (выбытие руководителя - ИФ) и трактуют ситуацию, как недобросовестное поведение поставщика.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 13.06.2024 № 02-12-14/54698 "О перечислении средств с лицевого счета участника казначейского сопровождения на его расчетный счет в целях возмещения расходов на госконтракты, заключенные в рамках гособоронзаказа"
- Письмо Минфина России от 19.03.2024 № 24-01-10/24320 "O применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа"
- Письмо Минфина России от 20.10.2023 № 24-01-07/99890 "O применении положений части 15 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ"
- Минобороны РФ разрешили заключать контракты для нужд обороны страны с едпоставщиком в любой форме (Закон № 44-ФЗ)
- Постановление Правительства РФ от 12 августа 2023 № 1331 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"