Menu
RSS
A+ A A-

Предлагается расширить случаи уголовной ответственности за нарушения в области государственных и муниципальных закупок

Как следует из пояснительной записки к проекту изменений в УК РФ, анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в названной сфере со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

В сложившейся судебно-следственной практике преступления, связанные с так называемыми откатами при осуществлении поставок товаров, выполнении работ, оказании услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, квалифицируются по статьям Уголовного кодекса Российской Федерации о хищениях чужого имущества (в первую очередь как мошенничество), злоупотреблениях полномочиями, в том числе должностными, а также о коммерческом подкупе, даче и получении взятки.

Однако не все деяния, совершаемые в указанной сфере, подпадают под нормы уголовного закона. Так, ряд нарушений, связанных с целями осуществления закупок, определением цены государственного или муниципального контракта, заключением или исполнением государственного или муниципального контракта и совершаемых из корыстной или иной личной заинтересованности, не может рассматриваться как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением, поскольку эти нарушения совершаются представителями заказчика, которые не являются должностными лицами (например, работниками контрактной службы, контрактными управляющими, членами комиссии по осуществлению закупок, лицами, осуществляющими приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг).

Такие деяния могут причинять существенный ущерб бюджетной системе Российской Федерации, а также бюджетным учреждениям, иным лицам, являющимся в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиками или участниками закупки. Между тем в настоящее время такие деяния не образуют состава преступлений и влекут за собой лишь административную ответственность.

Не предусмотрена ответственность и за подкуп работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок и других лиц, принимающих непосредственное участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Поскольку такие нарушения тесным образом сопряжены с отношениями в сфере экономической деятельности, глава 22 Кодекса дополняется статьями 2004 и 2005.

В соответствии со статьей 2044 Кодекса предусматривается ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемое из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если деяние причинило крупный ущерб. В качестве квалифицирующих признаков этого преступления предлагается установить совершение его группой лиц по предварительному сговору, а также причинение крупного и особо крупного ущерба. Размеры крупного и особо крупного ущерба соответствуют параметрам, установленным для статей главы 22 Кодекса в примечании к статье 1702.

Статьей 2005 Кодекса предусматривается ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика, в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения, в том числе за получение указанными лицами денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, других имущественных прав.

По аналогии со статьями 204 и 291 Кодекса в статье 2005 предусматривается примечание, в котором определяются основания (условия) освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего незаконное вознаграждение указанным лицам. В статью 304 Кодекса предлагается внести изменение, предусматривающее ответственность за провокацию подкупа указанных лиц.

С учетом предлагаемой статьей 2005 Кодекса санкции в виде штрафа, кратного сумме подкупа, вносятся изменения в статью 46 Кодекса.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных новыми статьями 2004 и 2005 Кодекса, предлагается отнести к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации. В этих целях соответствующие изменения вносятся в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

На законопроект представлены положительные официальные отзывы Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации. Недочеты юридико-технического характера, отмеченные Верховным Судом Российской Федерации, устранены. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Наверх

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12