Применение цифровой подписи в госзакупках ЕАЭС подлежит унификации
Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) утвердила план мероприятий по взаимному признанию электронных цифровых подписей (ЭЦП) для целей госзакупок в странах Евразийского экономического союза. Документ из-за имевшихся у сторон разногласий готовился три года, его реализация займет еще столько же — финальное мероприятие плана намечено на конец 2024 года. По мнению экспертов, взаимное признание ЭЦП сократит трансакционные издержки и будет способствовать росту конкуренции, однако этот эффект будет ограниченным, поскольку внутрисоюзным закупкам мешают и другие барьеры.
Коллегия ЕЭК утвердила план мероприятий по взаимному признанию электронных ЭЦП для целей госзакупок в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сообщили в комиссии. До 31 декабря 2022 года совет ЕЭК получит полномочия по утверждению правил взаимного признания ЭЦП. Для этого потребуется внести изменения в договор об ЕАЭС. После этого в течение года будут разработаны и утверждены правила взаимного признания подписей. Еще год уйдет на техническую реализацию требований по взаимному признанию. В итоге срок исполнения плана — конец 2024 года.
Работа по его подготовке шла три года, у сторон были разногласия по части необходимых мероприятий, сообщил замдиректора департамента конкурентной политики и политики в области госзакупок ЕЭК Павел Жуковский. Первоначально план содержал только технические моменты: модернизацию электронных торговых площадок, совершенствование механизма проведения процедур, в том числе подачи участниками соответствующих заявок, подписываемых ЭЦП. Для этого требовалось обменяться средствами криптографической защиты информации между государствами.
Но в результате анализа выяснилось, что проблемы не решаются исключительно техническими мероприятиями. К примеру, по законам РФ иностранные ЭЦП можно принимать, только если есть соответствующий международный договор и правила его реализации в части признания подписей. Поэтому потребовалось включить в план мероприятия, предусматривающие внесение изменений в правовые нормы союза, добавил Павел Жуковский.
Кроме изменений по части ЭЦП предстоит скорректировать порядок осуществления госзакупок.
Член коллегии по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Арман Шаккалиев отмечает, что у стран "пятерки" разный уровень автоматизации закупок и его надо привести к неким общим показателям. Взаимного признания ЭЦП в госзакупках бизнес ждет уже давно, ведь это снизит трансакционные издержки. Арман Шаккалиев предполагает, что в том числе отсутствие взаимного признания ЭЦП (за исключением РФ и Белоруссии) не позволяет достичь более значимых результатов от прямого участия в госзакупках стран. По итогам первого полугодия 2021 года с поставщиками из государств-членов заключено контрактов (прямые закупки) на $50 млн. При этом общий объем закупок товаров, происходящих из государств союза,— $230 млн.
Заместитель главы Института государственного и муниципального управления ВШЭ Константин Головщинский считает, что ожидаемый эффект от трансграничного пространства доверия — рост количества участников торгов, сокращение неконкурентного сектора. Впрочем, эффект от сокращения трансакционных издержек будет ограниченным, поскольку ключевым барьером для роста конкуренции остается "аукционный крен" с приоритетом ценового критерия, не вызывающий доверия контрагентов. Гендиректор "РТС-Тендер" Владимир Лишенков считает, что сложность состоит в том, что для взаимного признания ЭЦП важно установление доверия между всеми сторонами - пока единого документа, который бы определял порядок установления доверия любой из площадок РФ сертификату, выпущенному в соответствии с нормами права государства ЕАЭС, нет.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 11.10.2024 № 24-06-09/98693 "О возможности осуществления закупки импортного оборудования"
- Решение Арбитражного суда от 24.10.2023 по делу № А13-10885/2023 "Отпуск сотрудника и поломка ЭЦП не оправдывают пропуск срока подписания госконтракта"
- Письмо Минфина России от 15.05.2024 № 24-06-06/44276 "О применении ограничений допуска иностранных товаров при закупках радиоэлектронной продукции"
- Письмо Минфина России от 07.12.2022 № 24-06-08/119544 "Об использовании заказчиком ранее выданного Минпромторгом России разрешения на закупку иностранного промышленного товара при новой закупке по результатам несостоявшейся закупки"
- Вебинар от 06.04.2024 "Применение правил приоритета российского товара и судьба победителя аукциона с иностранным ТРУ 223 ФЗ"