Российские пациенты ожидают нехватки лекарств от редких заболеваний
Всероссийский союз пациентов обратился к правительству с предложением увеличить бюджет программы «14 нозологий», которая позволяет обеспечивать препаратами пациентов с рядом редких заболеваний. По оценкам союза, в 2023 году расходы на нее необходимо увеличить на 20 млрд руб., до 89 млрд руб. Это, по словам экспертов, позволит обеспечить лекарствами всех нуждающихся, а также проводить их госзакупки заранее, чтобы терапия не прерывалась.
В следующем году российские пациенты с редкими заболеваниями могут не получить необходимые им лекарства из-за сложностей с государственным финансированием их закупок. Об этом в своем письме премьер-министру Михаилу Мишустину сообщает Всероссийский союз пациентов.
Напомним, сейчас большая часть таких пациентов обеспечивается препаратами в рамках государственной программы «14 нозологий», которая существует в РФ с 2008 года и финансируется из федерального бюджета. Она была запущена для того, чтобы снять часть финансового бремени обеспечения таких пациентов с региональных бюджетов. Начиналась программа с семи нозологий — гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше, злокачественных новообразований лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянного склероза. В 2018 году по инициативе главы Совета Федерации Валентины Матвиенко в этот список были добавлены еще два заболевания, годом позже — еще два. В результате число пациентов, охваченных программой, по данным федерального регистра Минздрава, в 2012–2022 годах выросло вдвое, с 100 тыс. человек до 233 тыс. человек, 15 тыс. из которых дети. «В среднем рост пациентов, которых включают в федеральный регистр составляет 8–16% в год. Кроме того, потребность в большем количестве препаратов связана с увеличением продолжительности жизни пациентов, включением в программу вновь выявленных нозологий»,— говорит сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.
«Для пациентов переоценить эффективность этой программы невозможно. Сокращено количество госпитализаций, значительная часть пациентов получила возможность вести полноценный образ жизни и интегрироваться в общество. У многих больных продолжительность жизни стала такой же, как у здоровых людей. Тысячи пациентов получили льготные лекарственные средства по факту наличия определенного заболевания. При этом не требуется привязки к статусу “инвалид”. Был создан федеральный регистр пациентов, организована централизованная закупка лекарственных средств с последующим распределением их с учетом реальных потребностей регионов»,— рассказывает сопредседатель союза Юрий Жулев.
Особенно успешной программа ВЗН оказалась для лечения пациентов с гемофилией, отмечает член комитета Госдумы по охране здоровья Александр Румянцев. «Она произвела настоящую революцию. Продолжительность жизни сравнялась с общероссийскими показателями, а количество госпитализаций таких пациентов снизилось в десять раз»,— отмечает он. Однако сейчас, по словам Юрия Жулева, программа может дать сбой, что перечеркнет все достижения государства за последние более чем десять лет.
Уже в следующем году, по подсчетам союза, абсолютный дефицит бюджета программы может превысить 20 млрд руб. Поэтому союз просит правительство при формировании проекта федерального бюджета на 2023–2025 годы предусмотреть выделение Минздраву дополнительных средств, чтобы увеличить финансирование программы по крайней мере до 86,9 млрд руб. в год.
Как объясняет директор Исследовательского центра надлежащих закупочных практик Алексей Федоров, дефицит программы ВЗН возникает не первый год. «Так, например, в прошлом году ФКУ “Федеральный центр планирования организации лекарственного обеспечения граждан” (ФЦПиЛО), подведомственный Минздраву и ответственный за централизованную закупку препаратов, было вынуждено проводить госторги с поставкой в 2021 году за счет бюджета 2022 года. К счастью, в конце года правительство выделило дополнительное финансирование для оплаты прошедших поставок — почти 9 млрд руб. Без этого критический дефицит программы мог бы наступить уже к лету 2022 года»,— говорит он.
Всероссийский союз пациентов, по словам Яна Власова, уже несколько лет подряд обращает внимание правительства на необходимость увеличения финансирования программы ВЗН до бездефицитного уровня. «Большинство заболеваний в программе являются хроническими, и пропуск терапии в связи с несвоевременным обеспечением лекарствами недопустим, поскольку приведет к ухудшению течения заболевания, инвалидизации или даже смерти»,— отмечает он. К началу апреля этого года Минздрав почти исчерпал годовой бюджет на закупку лекарств. Тогда ФЦПиЛО объявил дополнительные госзакупки на 23 млрд руб. за счет денег, выделенных на 2023–2024 годы.
Как поясняет Юрий Жулев, сопредседатель Всероссийского союза пациентов, помимо увеличения финансирования программы организация также просит правительство возобновить централизованные закупки лекарственных средств с переходящим трехмесячным остатком на следующий год. Согласно п. 5 правил организации обеспечения препаратами пациентов с ВЗН, утвержденных правительством, Минздрав должен закупать препараты для пациентов в таких объемах, чтобы иметь возможность сформировать их 15-месячный запас. «В условиях ограниченного финансирования это невозможно, и тогда для пациентов возникают риски дефицита лекарств в начале каждого года. Кроме того, в такой ситуации встает вопрос о доступности терапии для вновь выявленных в течение года пациентов»,— говорит он.
«Необходим поблагодарить Минздрав и ФЦПиЛО за ту работу, которую они ежегодно проводят по получению наилучших ценовых условий от производителей и поставщиков. Стоимость препаратов в их централизованных закупках минимум на 10–15% ниже цен, по которым закупает вся остальная Россия. По долгосрочным контрактам, которые недавно начало практиковать ФЦПиЛО, скидки достигают и 30%. Но в текущих условиях этого все равно недостаточно. Благодаря доступности эффективной терапии в рамках ВЗН пациенты стали жить дольше, их количество растет, как растут и требуемые им дозировки. Индексация бюджета программы ВЗН все последние годы безнадежно отстает от роста потребности»,— говорит Алексей Федоров.
«В борьбе за доступность препаратов, уже включенных в перечень централизованно закупаемых, Минздрав не может позволить расширять перечень, включая в него новые, более эффективные, но и более дорогие лекарства. Тем самым обеспечение препаратами второй-третьей линий терапии остается за регионами, которые, во-первых, зачастую просто не имеют необходимого бюджета, во-вторых, закупая небольшими объемами, не могу рассчитывать на скидки, которые получило бы ФЦПиЛО при централизованной закупке. В итоге региональные бюджеты переплачивают за лекарства и государственные средства тратятся неэффективно»,— отмечает он.
Отметим, что ранее представители Минздрава периодически признавали сложности с финансированием программы. Так, в 2021 году об этом сообщала директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий ведомства Елена Астапенко. Это, впрочем, не позволяет предположить, каковы перспективы у предложения пациентов относительно увеличения бюджета программы — особенно в условиях спрогнозированного Минфином дефицита федерального бюджета на все три следующих года.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо ФАС России № ТН/95899/24, Минздрава России № 25-7/И/2-21105 от 23.10.2024 "О применении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)"
- Письмо Федеральной антимонопольной службы от 17.06.2024 № ПИ/52337/24 "О порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров"
- Вебинар от 16.05.2024 "44-ФЗ - НМЦК, цена контракта при покупке лекарств"
- Вебинар от 03.04.2024 "Особенности закупок лекарств средств медицинских изделий и медоборудования"
- Письмо ФАС России от 21.02.2024 № ТН/14226/24 "О вопросах применения постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2020 № 1771"