Рост цен на товары, работы, услуги в 2022году
Участники рынка корпоративных закупок (госкомпании и коммерческие заказчики - ИФ) отметили рост цен на товары, работы, услуги более чем на 5-10%, следует из результатов опроса, проведенного комитетом по управлению закупочной деятельностью Ассоциации менеджеров и ЭТП "Росэлторг".
"Почти 80% участников закупок отметили рост цен на товары, работы, услуг" - сообщил заместитель гендиректора "Росэторг" Виктор Симоненко в ходе круглого стола, на котором были представлены результаты опроса.
Из материалов ассоциации следует, что 54% компаний-заказчиков, принимавших участие в опросе (более 100 крупных и средних заказчиков из различных отраслей экономики - ИФ), отметили, что цены выросли на 10% и более. Еще 23% компаний указали на рост цен на 5% и более. Оставшиеся 23% компаний-заказчиков не заметили изменений в ценовых предложениях поставщиков.
При этом Симоненко сказал, что рост цен касается преимущественно товаров. На это указали 73% участников опроса. Рост цен на работы и услуги отметили, соответственно, только 4% и 23% компаний-заказчиков.
Также половина участников опроса указали на снижение уровня конкуренции в закупках. Впрочем, уже половина из них считает, что уровень конкуренции снизился, но незначительно. В то же время 20% заказчиков заявили об увеличении уровня конкуренции - преимущественно незначительное.
Еще 15% участников опроса считают, что уровень конкуренции в закупках не изменился, а оставшиеся 15% - сохранился на прежнем уровне благодаря ранее предпринятым мерам по формированию пула поставщиков.
В целом в сегменте закупок госкомпаний уровень конкуренции в текущем году фактически не изменился. В начале года этот показатель составлял 2,02 заявки на одну закупку, а в середине ноября - 1,96 заявки. В конце прошлого года этот показатель составлял 1,75 заявки на одну закупку.
При этом из материалов Ассоциации следует, что уровень конкуренции зависит, в частности, от отрасли. В топ-3 отраслей с высоким уровнем конкуренции входят: услуги в области научной, инженерно-технической и профессиональной деятельности (2,56 заявки на одну заявку), услуги в сфере недвижимости (2,52), административные и вспомогательные услуги (2,3). Наиболее низкий уровень конкуренции отмечен в сегменте услуг гостиничного хозяйства и общественного питания (1,21), продукции горнодобывающих производств (1,32) и услуг в сфере искусства, развлечений, отдыха и спорта (1,37).
Еще одним фактором, влияющим на уровень конкуренции, участники круглого стола назвали объем закупки. Та, если на крупных закупках уровень конкуренции снизился, то на "малых" (прежде всего закупки, в которых могут принимать участие только субъекты малого и среднего предпринимательства, спецторги - ИФ) он вырос. Более того, крупнейшие госкомпании отмечают, что такие закупки закрывают большую часть их потребностей.
Наряду со снижением уровня конкуренции заказчики отметили рост доли несостоявшихся закупок. Так, 35% участников опроса указали на заметный рост доли таких закупок, а 30% - на их незначительный рост. По оценке еще 25% компаний-заказчиков этот показатель не изменился, а 10% считают, что он незначительно уменьшился.
Также выросло число расторгнутых договоров - так считают 75% участников опроса. По остальных компаний-заказчиков этот показатель в текущем году не изменился.
Стоит отметить, что в текущем году поставщики стали относительно активно задействовать "форс-мажорные обстоятельства". Причем, по оценке 30% участников опроса, они делают это часто. Еще 65% считают, что ссылки на форс-мажор применяются редко, и только 5% отмечают, что пока не сталкивались с такими ситуациями.
В текущем году в сфере госзакупок к форс-мажору, были приравнены антироссийские санкции и частичная мобилизация.
Участники круглого стола отметили ряд общих для сегмента закупок проблем. В их числе сложности с логистикой при поставке товаров (из-за рубежа), низкая исполнительная дисциплина у ряда российских производителей и т.п.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 25.10.2024 № 24-06-09/103862 "О заключении нового контракта в сфере закупок в случае расторжения контракта по соглашению сторон"
- Письмо Минфина России от 30.07.2024 № 06-10-09/71140 "Об изменении (уменьшении) максимального значения цены муниципального контракта на оказание услуг по предоставлению кредита при его исполнении, а также его расторжении"
- Решение Арбитражного суда от 05.04.2024 по делу № А32-25748/2023 "По соглашению сторон расторгли госконтракт, оснований для неустойки нет"
- Письмо Минфина России от 08.07.2024 № 24-06-09/63390 "О заключении контракта со вторым участником закупки при расторжении контракта по соглашению сторон"
- Решение Арбитражного суда от 14.03.2024 № А41-51899/23 "Просрочка исполнения обязательств по контракту не является основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке "