В 2020 году контрольными органами были выявлены нарушения в сфере закупок на 362 млрд рублей
Контрольные органы выявили в 2020 году 83,5 тыс. нарушений в сфере закупок на общую сумму в 362 млрд рублей, говорится в отчете Счетной палаты РФ по "Мониторингу развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2020 год".
Непосредственно самой СП РФ в прошлом году при осуществлении госзакупок было выявлено 720 нарушений на общую сумму 108,5 млрд рублей. Еще 25 тыс. нарушений на 18,8 млрд рублей были выявлены контрольно-счетными органами субъектов РФ при осуществлении госзакупок и 4,8 тыс. нарушений на 4,4 млрд рублей при осуществлении закупок госкомпаний.
Большая часть этих нарушений связана с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). На них приходится 88,8% от всей суммы финансовых нарушений.
Помимо этого, в прошлом году 16,2 тыс. нарушений в сфере закупок на общую сумму в 234,7 млрд рублей выявило Федеральное казначейство.
В отчете СП РФ говорится, что объем выявленных нарушений снизился (по сравнению с аналогичным показателем 2019 года) на 23,8%, при этом сумма нарушений выросла более чем в 2 раза. Отмечена тенденция значительного увеличения суммы выявленных нарушений, так с 2017 года сумма нарушений выросла в 7 раз.
При этом в материалах СП РФ подчеркивается, что Казначейство перешло на автоматизированный контроль за непревышением объема финансового обеспечения и соответствием информации об идентификационных кодах закупок в отношении извещений об осуществлении закупок, протоколов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проектов контрактов, направляемых участникам закупок посредством Единой информационной системы в сфере закупок. Это позволит, как предполагается, повысить эффективность проводимых проверок, а также сделает более открытой деятельность самого Казначейства.
Как сообщалось, ранее регуляторы неоднократно указывал на необходимость совершенствования механизма определения НМЦК как в госзакупках, так и в закупках госкомпаний.
Летом прошлого года заместитель руководителя департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Артем Гриненко говорил, что необходимо навести порядок с определением НМЦК, чтобы она изначально не была завышена. Впоследствии можно будет сфокусироваться на аномальных снижениях. В ведомстве хотели бы обеспечить обоснование цены контрактов стоимостью, сложившейся, в том числе, в ходе госзакупок. Для этого по каждой позиции КТРУ (Каталог товаров, работ и услуг) планировали вести статистический учет. В том числе ценовой информации.
Прежде регуляторы неоднократно поднимали вопрос улучшения механизма определения НМЦК. Так, в начале 2020 года руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин объяснял необходимость совершенствования механизмов ценообразования и формирования НМЦК при госзакупках тем, что казначейское сопровождение госконтрактов и проверки госфинконтроля показали в 2019 году резкое увеличение расходов подрядчиков при получении ими госзаказа. При этом глава Казначейства подчеркивал, что речь идет о необоснованном завышении цены госконтрактов. Уровень рентабельности по отдельным однолетним контрактам составляет 30% и выше. Госфинконтроль при последующих проверках эти данные подтверждает.
Весной текущего года заместитель министра финансов Алексей Лавров заявил, что правительство РФ может в текущем году обновить правила обоснования НМЦК по госконтрактам.
По словам Лаврова, в этом году правительство планирует выпустить новые рекомендации по обоснованию НМЦК по госконтрактам. Заказчикам предлагается при обосновании НМЦК ориентироваться на использование Каталога товаров, работ, услуг Единой информационной системы в сфере закупок, где указаны сопоставимые цены.