Законом № 223-ФЗ установлен приоритет над иностранными товарами в то время, как правовой нормы о запрете или ограничения допуска, иностранных товаров нормами Закона № 223-ФЗ не установлено
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.03.2023 по делу № А40-33223/2022
ПАО «Промсвязьбанк» (далее – заказчик) проводило закупку на право заключения договора на поставку серверного оборудования для нужд заказчика. Вместе с тем в техническом задании было установлено требование к товару, согласно которому поставляемый товар обязательно должен находиться в Реестрах товаров, предусмотренных постановлениями Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 и от 10.07.2019 № 878 (далее – Реестры). Полагая такое требование незаконным, ООО «Микромаш» (далее – общество) обратилось с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Управление). Рассмотрев жалобу общества, Управление признало ее частично обоснованной и выдало заказчику предписание, однако заказчик с принятыми актами не согласился, обжаловав их в судебном порядке.
АС Москвы и Девятый арбитражный апелляционный суд в удовлетворении требований заказчику отказали, но принятые судебные акты заказчик обжаловал в порядке кассационного производства.
При пересмотре дела судебная коллегия окружного суда не нашла оснований для отмены или изменения принятых судебных актов.
Так, на основе поиска и анализа оборудования, находящегося в Реестрах по ОКПД2 и заданным характеристикам, обществом установлено, что запрашиваемое оборудование (серверы) соответствуют единственному товару - Сервер «Аквариус». При этом заказчиком последовательно в ходе рассмотрения спора в Управлении и в судах приводился довод о том, что установление ограничения в виде обязательного нахождения оборудования в Реестрах обосновано необходимостью исполнения требований постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» (далее – Постановление № 2013).
Кассационная коллегия пришла к выводу об ошибочном толковании заказчиком положений законодательства, и разъяснила, что механизм осуществления импортозамещения в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 (далее – Постановление № 925).
При этом согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. В целях реализации указанного положения принято Постановление № 2013, которое вступило в силу с 1 января 2021 г.
Пунктом 1 Постановления № 2013 установлена, согласно приложению, минимальная доля закупок товаров российского происхождения, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
Таким образом, установление Правительством РФ минимальной доли закупок отечественного товара в силу положений пункта 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ является одной из форм приоритета.
Согласно пункту 5 Постановления № 925 условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке ряда сведений, определенных положением о закупке.
Таким образом, для российских товаров Законом № 223-ФЗ установлен лишь приоритет над иностранными товарами в то время, как правовой нормы о запрете или ограничения допуска, иностранных товаров нормами Закона № 223-ФЗ не установлено. В связи с чем, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований заказчика, установив законность ненормативных актов Управления.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 11.10.2024 № 24-06-09/98674 "О подготовке обоснования невозможности соблюдения запрета или ограничения допуска товаров (работ, услуг) из иностранных государств, в частности, при закупке программного обеспечения"
- Письмо Минфина России от 14.10.2022 № 24-06-06/99792 "О вопросах, касающихся закупок в части использования каталога товаров, работ, услуг, поддержки СМП и СОНКО, допуска иностранных товаров"
- Приказ Минфина России от 08.10.2024 № 149н "О признании утратившими силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных гос."
- Письмо Минфина России от 11.10.2024 № 24-06-09/98693 "О возможности осуществления закупки импортного оборудования"
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-07-08/97806 "О применении национального режима при закупках отдельными видами юрлиц"