Письмо Минфина РФ от 12.07.2022 № 09-02-10/66878 "Об отдельных вопросах, связанных с включением в госконтракт условия о казначейском сопровождении"
Министерство финансов Российской Федерации в связи с письмом от 8 июня 2022 г. по вопросам казначейского сопровождения сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, однако Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов.
Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность. Вместе с тем Минфин России считает возможным высказать мнение по поставленным в обращении вопросам.
По вопросу внесения изменений в государственные контракты в части замены банковского сопровождения на казначейское сопровождение
В соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 г., если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное указанной частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупки для нужд субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 35 Федерального закона № 44-ФЗ постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 ноября 2014 г. № 1245 определены случаи осуществления банковского сопровождения контрактов.
В соответствии с положениями статьи 242.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации, подлежащие казначейскому сопровождению (далее соответственно - Бюджетный кодекс, целевые средства), определяются законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (далее - закон о бюджете), федеральным законом, в том числе законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период <1>, решениями Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 242.26 Бюджетного кодекса казначейское сопровождение целевых средств, перечень которых определен законом о бюджете, осуществляется финансовым органом субъекта Российской Федерации самостоятельно или территориальным органом Федерального казначейства в случае передачи ему полномочия по казначейскому сопровождению по обращению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок направления которого утвержден приказом Минфина России от 31 марта 2020 г. № 50н <2>.
Минфин России считает возможным определить законом о бюджете средства, предоставляемые на основании государственных контрактов, в том числе заключенных до 1 января 2022 г., как средства, подлежащие казначейскому сопровождению.
При этом высшим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации необходимо в 2022 году принятие соответствующих правовых актов об исключении условий о банковском сопровождении в отношении таких государственных контрактов.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. № 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Закон № 390-ФЗ).
<2> Приказ Минфина России от 31 марта 2020 г. № 50н "Об утверждении Порядка направления обращений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), органов управления государственными внебюджетными фондами о передаче (прекращении осуществления) отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами в Федеральное казначейство и их рассмотрения Федеральным казначейством" (далее - Порядок № 50н).
По вопросу снижения размера обеспечения исполнения контракта в случае внесения изменений в государственный контракт в части включения условий о казначейском сопровождении
Пунктом 3 части 6 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что, если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса.
Согласно положениям части 6.1 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта. Следует отметить, что часть 65.1 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ образует специальное основание для изменения существенных условий контракта и не содержит ограничений пределов изменений, вносимых в условия контракта.
Учитывая изложенное, на основании части 65.1 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ при наличии предусмотренного данной нормой решения могут быть изменены любые существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2023 г., в том числе уменьшен размер обеспечения исполнения контракта в связи с включением в государственный контракт условий о казначейском сопровождении.
По вопросу применения положений Федерального закона от 6 декабря 2021 г. № 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Федеральный закон № 390-ФЗ) или Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в случае внесения изменений в государственный контракт, заключенный в 2021 году, условий о казначейском сопровождении
В 2022 году казначейское сопровождение осуществляется в соответствии с положениями главы 24.4 Бюджетного кодекса. Частью 3 статьи 5 Федерального закона № 390-ФЗ в соответствии с положениями статьи 242.26 Бюджетного кодекса установлен перечень средств, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, подлежащих казначейскому сопровождению, в том числе расчеты по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются:
межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства;
бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, правилами предоставления которых предусмотрены условия об осуществлении Федеральным казначейством казначейского сопровождения указанных средств.
Учитывая, что дополнительное соглашение к государственному контракту планируется заключить в 2022 году, по мнению Минфина России, при исполнении такого контракта применяются положения Федерального закона № 390-ФЗ.
В случае если средства федерального бюджета не являются источником софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, возникающего из государственного контракта, предмет казначейского сопровождения определяется в соответствии с положениями статьи 242.26 Бюджетного кодекса законом о региональном бюджете. При этом в качестве предмета казначейского сопровождения могут быть определены как авансовые платежи, так и все расчеты по государственным контрактам.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Вторник, 12 Июль 2022
- Номер документа: 09-02-10/66878
- Название документа: Об отдельных вопросах, связанных с включением в госконтракт условия о казначейском сопровождении
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 13.06.2024 № 02-12-14/54698 "О перечислении средств с лицевого счета участника казначейского сопровождения на его расчетный счет в целях возмещения расходов на госконтракты, заключенные в рамках гособоронзаказа"
- Постановление Правительства РФ от 11.10.2024 № 1363 "Расширен список товаров при котором аванс по контракту должен составлять не менее 80%"
- Письмо Минфина России от 09.07.2024 № 02-11-14/64117 "О размерах авансовых платежей, включаемых в 2024 г. в условия госконтрактов на строительство свыше 600 млн руб., средства на финансовое обеспечение которых не подлежат казначейскому сопровождению"
- Письмо Минфина России от 10.07.2024 № 02-12-08/64594 "О санкционировании расходов на технологическое присоединение в рамках концессионного соглашения и по муниципальному контракту на приобретение квартир путем инвестирования в строительство МКД"
- Письмо Минфина России от 02.05.2024 № 02-12-12/40789 "Об исполнении исполнительных документов при осуществлении операций на отдельных счетах, открытых юрлицам в кредитных организациях при банковском сопровождении расчетов по контракту"