Письмо Минфина России от 06.02.2020 № 24-03-08/7585 "О заключении контракта по итогам электронной процедуры и при одностороннем отказе заказчика от его исполнения; об ответственности поставщика за нарушение обязательств; об НМЦК на текущий ремонт"
Минфин России, рассмотрев обращение по вопросам применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части порядка заключения контракта, указания наименования закупаемого товара, порядка заключения контракта на основании части 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ со вторым участником закупки, направления требований об уплате неустойки, применения методов определения начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), в рамках своей компетенции сообщает следующее.
1. Согласно части 2 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ протоколов заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС без своей подписи проект контракта.
Частью 3 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 указанной статьи.
Согласно части 7 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
В соответствии с частью 9 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 Закона N 44-ФЗ, части 13 данной статьи протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме не ранее чем через семь дней с даты размещения в ЕИС указанных в части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ протоколов.
Таким образом, часть 9 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ, устанавливающая минимальный срок заключения контракта, носит специальный характер и направлена на обеспечение возможности обжалования участниками закупок результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем контракт не может быть заключен ранее срока, предусмотренного указанной статьей.
На основании изложенного предложение о внесении изменений в Закон N 44-ФЗ считаем нецелесообразным.
2. В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Частью 2 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием ЕИС в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 данной статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона N 44-ФЗ, а также включения предоставленной в соответствии с Законом N 44-ФЗ информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Таким образом, в контракт, заключаемый по итогам проведения электронного аукциона, включается в том числе информация о товаре, указанная в заявке участника электронного аукциона.
При этом Законом N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, установленными контрактом.
3, 4. Согласно части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Частью 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Согласно части 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Учитывая изложенное, исходя из системного толкования положений Закона N 44-ФЗ заказчик обязан потребовать выплаты начисленных неустоек (штрафов, пеней) за неисполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Обращаем внимание, что частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Порядок направления такого решения установлен частью 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78, первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт (часть 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ с учетом положений части 18 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, и после предоставления в соответствии с Законом N 44-ФЗ участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке.
При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 Закона N 44-ФЗ) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с указанной частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, с 1 июля 2019 г. в соответствии с частью 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в случае одностороннего расторжения контракта заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78, первом предложении части 17 статьи 83 Закона N 44-ФЗ, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ), при условии внесения сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Учитывая изложенное, отмечаем, что Законом N 44-ФЗ не регламентирован срок заключения контракта по основаниям, предусмотренным частью 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ. При этом необходимо отметить, что контракт по указанным основаниям заключается с соблюдением условий, указанных в части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, в том числе содержащих сроки исполнения контракта, указанные в документации о закупке.
Отмечаем, что контракты, заключаемые на основании части 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, могут быть заключены в письменной форме, без соблюдения требований статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 103 Закона N 44-ФЗ заказчики в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта обязаны направить информацию о заключенном контракте в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, для включения в реестр контрактов.
Перечень информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов, установлен частью 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ.
5. НМЦК и в предусмотренных Законом N 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются на основании положений статьи 22 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ НМЦК обосновывается заказчиком посредством применения следующих методов: метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативного метода, тарифного метода, проектно-сметного метода, затратного метода.
Согласно части 6 статьи 22 Закона N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 указанной статьи.
Так, частью 9 статьи 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрен проектно-сметный метод, который заключается в определении НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ и проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами.
При этом в соответствии с частью 9.1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании НМЦК на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
Учитывая изложенное, заказчик вправе определение и обоснование НМЦК при выполнении работ по текущему ремонту осуществить на основании части 9.1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Четверг, 06 Февраль 2020
- Номер документа: 24-03-08/7585
- Название документа: О заключении контракта по итогам электронной процедуры и при одностороннем отказе заказчика от его исполнения; об ответственности поставщика за нарушение обязательств; об НМЦК на текущий ремонт
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 25.10.2024 № 24-06-09/103862 "О заключении нового контракта в сфере закупок в случае расторжения контракта по соглашению сторон"
- Письмо Минфина России от 30.07.2024 № 06-10-09/71140 "Об изменении (уменьшении) максимального значения цены муниципального контракта на оказание услуг по предоставлению кредита при его исполнении, а также его расторжении"
- Решение Арбитражного суда от 19.03.2024 по делу № А40-297948/23-2-1661 "Частичная поставка товара по госконтракту не говорит о добросовестности поставщика"
- Письмо Минфина России от 24.10.2024 № 24-06-09/103309 "О решении заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта"
- Решение Арбитражного суда от 12.03.2024 по делу № А 13-15053/2023 "Недофинансирование не освобождает госзаказчика от пеней за просрочку оплаты"