Письмо Минфина России от 09.07.2025 № 02-14-05/66675 "Об изменении условий контракта при уменьшении лимитов бюджетных обязательств и срока выполнения работ по контракту на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства"
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение от 7 июня 2025 г., поступившее с официального сайта Министерства финансов Российской Федерации, по вопросам переноса лимитов финансирования государственных контрактов в сфере строительства и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, при этом Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов и практики их применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалобы граждан - просьбы о восстановлении или защите их нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.
Содержащийся в письме запрос не соответствует приведенным видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.
Вместе с тем считаем возможным выразить мнение Департамента по указанным в обращении вопросам.
В части применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
Так, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ по соглашению сторон возможно изменение существенных условий контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
В установленных пунктом 6 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1090 (далее - Методика) (часть 2 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).
Согласно пункту 2 Методики, в случае если при сокращении лимитов бюджетных обязательств между сторонами государственного (муниципального) контракта не достигнуто соглашение о снижении его цены без сокращения количества товаров, объемов работ или услуг и (или) об изменении сроков исполнения государственного (муниципального) контракта, государственный или муниципальный заказчик обеспечивает согласование существенных условий государственного (муниципального) контракта в части сокращения количества товаров, объемов работ или услуг.
Таким образом, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. При этом в случае уменьшения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных государственных (муниципальных) контрактов, такой заказчик обеспечивает согласование новых условий таких государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги).
В части общих принципов осуществления капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности В соответствии со статьями 78.2, 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) капитальные вложения осуществляются в соответствии с решениями об осуществлении капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, Решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (далее - решения об осуществлении капитальных вложений), принятыми в порядке, установленном высшим исполнительным (исполнительно-распорядительным) органом публично-правового образования (пункты 2 статей 78.2, 79 Бюджетного кодекса).
Так, в соответствии с подпунктом "з" пункта 5 Правил принятия решений об осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2024 г. № 702, решение об осуществлении капитальных вложений должно содержать в том числе сметную стоимость объекта капитального строительства в ценах соответствующих лет реализации инвестиционного проекта в части объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации.
Объем капитальных вложений при этом определяется проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу, включая проверку достоверности определения сметной стоимости строительства (реконструкции) объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Методикой определения сметной стоимости строительства , реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденная приказом Минстроя России от 4 августа 2020 г. № 421/пр (далее - Методика определения сметной стоимости строительства) сметная стоимость определяется в ценах соответствующих лет реализации инвестиционного проекта и, соответственно, включает инфляционные риски.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт "б" пункта 44 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145.
В этой связи основанием изменения срока выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту на осуществление работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности являются изменения, внесенные в решение об осуществлении капитальных вложений, а также в проектно-сметную документацию, которая в соответствии с подпунктом "б" пункта 44 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" направляется на повторную экспертизу проектной документации в случае внесения изменений в нее изменений, не предусмотренных частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного соблюдение положений бюджетного законодательства Российской Федерации в процессе управления капитальными вложениями обеспечивает соблюдение прав сторон инвестиционного процесса.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Среда, 09 Июль 2025
- Номер документа: 02-14-05/66675
- Название документа: Об изменении условий контракта при уменьшении лимитов бюджетных обязательств и срока выполнения работ по контракту на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства
Скачать вложения:
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 06.06.2025 № 02-11-13/56276 "Об установлении размера авансовых платежей по государственным контрактам (договорам) в 2025 г"
- Письмо Минстрой РФ от 19.08.2025 № 48756-АГ/09 "О порядке изменения существенных условий строительных контрактов"
- Письмо Минфина России от 30.06.2025 № 02-14-06/63752 "Об исполнении (изменении) контрактов в сфере закупок, заключенных автономными учреждениями за счет средств субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства"
- Письмо Минфина России от 25.07.2025 № 24-06-06/72389 "О вопросах, связанных с предоставлением национального режима при закупках товаров, работ, услуг, в том числе лекарственных препаратов"
- Решение Арбитражного суда от 21.05.2024 № А40-44122/24-94-334 "По 223-ФЗ в договоре можно закрепить условие, что споры, которые возникнут при исполнении договора, рассматриваются в третейском суде"