Письмо Минфина России от 10.09.2020 № 24-01-08/79621 "О формировании и обосновании заказчиком НМЦК"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 17.07.2020 по вопросам о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в части порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
При этом Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности действий участников контрактной системы, совершаемых при осуществлении закупок.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции полагаем необходимым отметить, что начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом № 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются в соответствии с положениями статьи 22 Закона № 44-ФЗ. При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) является приоритетным.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 22 Закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно части 5 статьи 22 Закона № 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Таким образом, для обоснования НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик вправе использовать информацию, полученную из любых источников, указанных в части 18 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.
Вместе с тем отмечаем, что согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Учитывая изложенное, НМЦК определяется заказчиком в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на предполагаемую закупку. При этом в случае, если среднее значение цены, рассчитанное в результате рассмотрения предложений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях определения НМЦК, превышает указанные лимиты, заказчик снижает НМЦК до уровня выделенных лимитов.
При этом обращаем внимание, что в случае осуществления закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии со статьей 19 Закона № 44-ФЗ установлены предельные цены товаров, работ, услуг, заказчик учитывает такие цены при обосновании НМЦК.
Учитывая изложенное, заказчик самостоятельно формирует и обосновывает НМЦК в соответствии с положениями статьи 22 Закона № 44-ФЗ.
Дополнительно отмечаем, что Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который заключается в том, что участники бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджетов должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств в рамках установленных им бюджетных полномочий.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Четверг, 10 Сентябрь 2020
- Номер документа: 24-01-08/79621
- Название документа: О формировании и обосновании заказчиком НМЦК
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 09.09.2020 № 24-01-08/79250 "Об установлении в положении о закупке порядка формирования цены договора, обоснования начальной (максимальной) цены договора и порядка сравнения ценовых предложений участников закупки"
- Письмо Минфина России от 27.08.2020 № 24-01-06/75233 "Об указании в документации о закупке порядка обоснования (определения) НМЦК"
- Письмо Минфина России от 04.05.2021 № 24-03-08/34159 "Об установлении в положении о закупке порядка определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)"
- Письмо Минфина России от 18.08.2020 № 24-01-06/72363 "О применении методов определения и обоснования НМЦК"
- Письмо Минфина России от 01.10.2020 № 24-01-07/86017 "О применении проектно-сметного метода для определения и обоснования НМЦК и определении НМЦК при закупке услуг по проектированию"