Письмо Минфина России от 16.04.2020 № 24-01-08/30441 "О применении законодательства о контрактной системе в сфере закупок при возмещении (компенсации) в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, повторно рассмотрев обращение от 18.03.2020 по вопросу распространения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) на отношения, связанные с возмещением (компенсацией) в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Минфине России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в отношении вопросов, указанных в обращении, Департамент полагает возможным отметить, что согласно положениям пункта 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся в том числе заключения предусмотренных Законом N 44-ФЗ контрактов.
При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
Пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса предусматривается, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
При этом согласно положениям статьи 72 Бюджетного кодекса закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса.
Таким образом, Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с расходованием бюджетных средств при заключении заказчиками предусмотренных указанным Федеральным законом гражданско-правовых договоров (контрактов) в соответствии с доведенным до государственного (муниципального) заказчика объемом прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом.
Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса. Так, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, заключения соглашений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд определен главой VII.1 Земельного кодекса.
Таким образом, заключение соглашения об изъятии недвижимости, а также порядок возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, осуществляются с учетом требований, установленных Земельным кодексом.
Учитывая изложенное, положения Закона N 44-ФЗ не распространяются на отношения, связанные с осуществлением возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Четверг, 16 Апрель 2020
- Номер документа: 24-01-08/30441
- Название документа: О применении законодательства о контрактной системе в сфере закупок при возмещении (компенсации) в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Похожие материалы (по тегу)
- Операторы ЭТП смогут с марта взимать плату за "земельные" торги госимуществом
- Число электронных "земельных" торгов в 2023г может вырасти вдвое - эксперт
- Письмо Минфина России от 02.11.2022 № 24-06-06/106786 "О предложении по внесению изменений в законодательство РФ в части возможности закупки земельного участка, находящегося в частной собственности, у единственного поставщика (подрядчика, исполнител"
- Видео от 16.12.2021 "Проведение электронного аукциона по аренде земельного участка"
- Госдума РФ приняла в I чтении законопроект о проведении торгов по предоставлению земельных участков в электронной форме