Письмо Минфина России от 16.06.2020 № 24-06-08/51813 "О выборе заказчиком организатора совместного конкурса или аукциона"
Минфин России, рассмотрев обращение от 06.05.2020 о проведении совместных конкурсов или аукционов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в связи с поступлением в Казначейство России обращения МКУ, являющегося уполномоченным учреждением, наделенным полномочиями на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), сообщает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона № 44-ФЗ организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона № 44-ФЗ либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона (далее - соглашение) часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.
Положения статьи 26 Закона № 44-ФЗ предусматривают "частичную" или "полную" централизацию закупок - путем возложения на один или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений разного объема полномочий - на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для отдельных заказчиков либо также на планирование закупок и исполнение контрактов для отдельных заказчиков. Так, согласно частям 3, 10 и 11 статьи 26 Закона № 44-ФЗ:
1) местной администрацией полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких муниципальных органов, муниципальных казенных, бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты для нескольких органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений могут быть возложены на муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько указанных органов, учреждений;
2) порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с указанной статьей;
3) к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с указанной статьей, применяются положения Закона № 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика.
Согласно пункту 3 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1088, для организации и проведения совместного конкурса или аукциона заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, соответствующие полномочия которых определены в соответствии со статьей 26 Закона № 44-ФЗ, заключают между собой соглашение до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе. При этом уполномоченный орган, на который возложены полномочия только на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (то есть в случае "частичной" централизации закупок), может выступать стороной соглашения только в качестве организатора совместного конкурса или аукциона.
Учитывая изложенное, положения части 2 статьи 25 Закона № 44-ФЗ о том, что в качестве организатора совместных конкурса или аукциона может выступать один из заказчиков, следует рассматривать во взаимосвязи с иными положениями Закона № 44-ФЗ, в частности с положениями статьи 26 Закона № 44-ФЗ, предусматривающими передачу полномочий заказчика путем их возложения на уполномоченный орган, уполномоченное учреждение.
Следовательно, заказчик, соответствующие полномочия которого возложены на уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, ограничен в возможности самостоятельной реализации полномочий на определение поставщика, подрядчика, исполнителя), в том числе путем выбора любого иного заказчика в качестве организатора совместного конкурса или аукциона.
Таким образом, вопрос о возможности выбора заказчиком, полномочия на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) которого возложены на уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, любого заказчика (помимо такого уполномоченного органа, уполномоченного учреждения) в качестве организатора совместного конкурса или аукциона следует рассматривать с учетом:
1) решений о создании уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, решений о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона № 44-ФЗ;
2) пределов и объема полномочий уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, установленных вышеуказанными решениями;
3) порядка взаимодействия заказчиков с такими уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями.
На основании изложенного в отношении закупок, полномочия заказчиков по которым переданы уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, заказчики при проведении совместных конкурса или аукциона не обладают полномочиями, которые бы позволили им самостоятельно выбрать иное лицо (помимо уполномоченного органа, уполномоченного учреждения), которое станет для них определять поставщика (подрядчика, исполнителя) в качестве организатора совместных конкурса или аукциона.
При этом в отношении закупок, полномочия по которым уполномоченному органу, уполномоченному учреждению не переданы в установленном порядке, заказчик не ограничен в возможности выбрать иного (участвующего в проведении совместного конкурса или аукциона) заказчика в качестве организатора совместного конкурса или аукциона.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Вторник, 16 Июнь 2020
- Номер документа: 24-06-08/51813
- Название документа: О выборе заказчиком организатора совместного конкурса или аукциона
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 18.02.2022 № 24-03-06/11632 "О подтверждении соответствия участника закупки дополнительному требованию при проведении совместного конкурса или аукциона"
- Минфин предлагает изменить правила госзакупок для здравоохранения
- Письмо Минфина России от 06.05.2020 № 24-04-07/36313 "О проведении совместной закупки, предусматривающей заключение энергосервисных контрактов (договоров)"
- Письмо Минфина России от 16.04.2020 № 24-05-08/30376 "О дополнительных требованиях при закупке услуг общественного питания и (или) поставке пищевых продуктов путем проведения совместного конкурса с ограниченным участием и их подтверждении"
- Письмо Минфина России от 16.06.2020 № 24-06-08/51750 "Об организаторе совместного конкурса или аукциона в рамках закупок для муниципальных нужд"