Письмо Минфина России от 20.05.2020 № 24-02-08/41654 "Об участии ФГКУ в закупках, а также о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании акта Правительства РФ, поручения Президента РФ"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение ФГКУ от 23.04.2020 по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Обращение) в части выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупки услуг по технической охране дошкольных образовательных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного образования, находящихся в ведении Министерства образования и науки области и Министерства труда и социальной защиты области, в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Департамент считает возможным по изложенному в Обращении вопросу сообщить следующее.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Департамент обращает внимание, что частями 1, 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе определен перечень единых и дополнительных требований, устанавливаемых к участникам закупок.
Таким образом, с учетом соблюдения требований к участникам закупки, предусмотренных статьей 31 Закона о контрактной системе, любое физическое или юридическое лицо вправе участвовать в закупках в качестве участника закупки, а также быть поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Порядок осуществления закупок, а также порядок подачи заявки на участие в конкурентных процедурах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен главой 3 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного в случае намерения или заинтересованности ФГКУ вправе принять участие в закупках, осуществляемых в рамках Закона о контрактной системе.
Согласно положениям Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, установленных частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе на основании акта Правительства Российской Федерации при наличии соответствующего поручения Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
При этом Департамент сообщает, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе является правом, а не обязанностью заказчика.
Необходимо отметить, что в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе именно заказчик как получатель средств бюджета принимает решение о способе осуществления закупки.
Учитывая изложенное, инициировать издание нормативного акта, позволяющего осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках пункта 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, должен именно заказчик.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Среда, 20 Май 2020
- Номер документа: 24-02-08/41654
- Название документа: Об участии ФГКУ в закупках, а также о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании акта Правительства РФ, поручения Президента РФ
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 02.11.2024 "44-ФЗ - Обоснование НМЦК"
- Письмо ФАС России № ТН/95899/24, Минздрава России № 25-7/И/2-21105 от 23.10.2024 "О применении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)"
- Письмо ФАС России от 11.10.2024 № АК/91982/24 "При закупке заказчиком у единственного поставщика, возможность формирования и направления обращения о включении информации в РНП с использованием ЕИС в настоящее время не предусмотрена"
- Письмо Федеральной антимонопольной службы от 27.11.2023 № ПИ/99723/23 "Правила описания предмета закупки при проведении неконкурентной закупочной процедуры"
- Письмо Федеральной антимонопольной службы от 21.08.2024 № МШ/75011/24 "О возможности оценки действий заказчиков по установлению в положении о закупке оснований для закупок у единственного поставщика на конкурентных рынках на предмет соответствия"