Письмо Минфина России от 20.05.2020 № 24-03-08/41450 "О размере авансов по госконтрактам с учетом ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и принимаемых в связи с этим мер государственной поддержки"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в части возможности авансирования закупки в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации по новой коронавирусной инфекции в размере до 100% суммы контракта, в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Так, порядок и предельные размеры авансов по государственным контрактам, заключаемым получателями средств федерального бюджета, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. № 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета".
Вместе с тем размеры авансов, которые могут предусматриваться в государственных контрактах, заключаемых государственными заказчиками - получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона № 44-ФЗ, в случае если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
Таким образом, участники закупки обязаны предоставить при заключении контракта обеспечение исполнения контракта в размере, соответствующем установленному размеру аванса.
С учетом изложенного, по мнению Департамента, установление авансирования закупки в размере 100% суммы контракта приведет к увеличению финансовой нагрузки на участников закупки в связи с возникновением у такого участника обязанности предоставить при заключении контракта обеспечение исполнения контракта в размере, соответствующем установленному размеру аванса, и, как следствие, увеличению риска включения указанных участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с неисполнением соответствующего обязательства.
Вместе с тем в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции принят Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 124-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон № 124-ФЗ).
Так, Законом № 124-ФЗ внесены изменения в часть 6 статьи 96 Закона № 44-ФЗ, предусматривающие дополнительные меры поддержки поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в частности, с 1 июля 2020 года:
снижается минимальный размер обеспечения исполнения контрактов с 5% до 0,5% (в 10 раз);
исключается необходимость обязательного обеспечения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) гарантийных обязательств;
предусматривается возможность не устанавливать обеспечение исполнения контракта, по которому обеспечивается казначейское сопровождение расчетов;
предусматривается освобождение от обеспечения авансов, если осуществляется казначейское сопровождение расчетов по контракту в части таких авансов (размер обеспечения исполнения контракта при казначейском сопровождении аванса уменьшается и исчисляется от начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса);
допускается распространение вышеуказанных изменений на ранее заключенные контракты по соглашению сторон.
Дополнительно Департамент отмечает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 630 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. № 1803 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", предусматривающие случаи, при которых допускается внесение в 2020 году изменений в заключенные контракты в части увеличения размера авансового платежа до 50% цены контракта в пределах доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Среда, 20 Май 2020
- Номер документа: 24-03-08/41450
- Название документа: О размере авансов по госконтрактам с учетом ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и принимаемых в связи с этим мер государственной поддержки
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 21.02.2024 "Обеспечение исполнения контракта 44-ФЗ"
- Постановление Правительства РФ от 23.01.2024 № 50 "О приостановлении действия абзаца четвертого подпункта "а" и подпункта "б" пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и установлении размеров авансовых платежей"
- Постановление Правительства РФ от 10.11.2023 № 1885 "Об авансировании государственных контрактов на осуществление Министерством промышленности и торговли Российской Федерации закупки в 2023 - 2024 годах передвижных медицинских комплексов"
- Письмо Минфина России от 11.10.2023 № 02-11-10/96971 "Об использовании средств при возврате аванса, уплате независимой гарантии подрядчиком за неисполнение обязательств по муниципальному контракту, финансируемому за счет межбюджетного трансферта"
- Письмо Минфина России от 25.07.2023 № 02-11-14/69616 "Об установлении размеров авансовых платежей при заключении ФБУ контракта о подписке на электронные издания и об их приобретении"