Письмо Минфина России от 20.05.2020 № 24-03-08/41450 "О размере авансов по госконтрактам с учетом ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и принимаемых в связи с этим мер государственной поддержки"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в части возможности авансирования закупки в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации по новой коронавирусной инфекции в размере до 100% суммы контракта, в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Так, порядок и предельные размеры авансов по государственным контрактам, заключаемым получателями средств федерального бюджета, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. № 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета".
Вместе с тем размеры авансов, которые могут предусматриваться в государственных контрактах, заключаемых государственными заказчиками - получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона № 44-ФЗ, в случае если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
Таким образом, участники закупки обязаны предоставить при заключении контракта обеспечение исполнения контракта в размере, соответствующем установленному размеру аванса.
С учетом изложенного, по мнению Департамента, установление авансирования закупки в размере 100% суммы контракта приведет к увеличению финансовой нагрузки на участников закупки в связи с возникновением у такого участника обязанности предоставить при заключении контракта обеспечение исполнения контракта в размере, соответствующем установленному размеру аванса, и, как следствие, увеличению риска включения указанных участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с неисполнением соответствующего обязательства.
Вместе с тем в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции принят Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 124-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон № 124-ФЗ).
Так, Законом № 124-ФЗ внесены изменения в часть 6 статьи 96 Закона № 44-ФЗ, предусматривающие дополнительные меры поддержки поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в частности, с 1 июля 2020 года:
снижается минимальный размер обеспечения исполнения контрактов с 5% до 0,5% (в 10 раз);
исключается необходимость обязательного обеспечения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) гарантийных обязательств;
предусматривается возможность не устанавливать обеспечение исполнения контракта, по которому обеспечивается казначейское сопровождение расчетов;
предусматривается освобождение от обеспечения авансов, если осуществляется казначейское сопровождение расчетов по контракту в части таких авансов (размер обеспечения исполнения контракта при казначейском сопровождении аванса уменьшается и исчисляется от начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса);
допускается распространение вышеуказанных изменений на ранее заключенные контракты по соглашению сторон.
Дополнительно Департамент отмечает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 630 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. № 1803 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", предусматривающие случаи, при которых допускается внесение в 2020 году изменений в заключенные контракты в части увеличения размера авансового платежа до 50% цены контракта в пределах доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Среда, 20 Май 2020
- Номер документа: 24-03-08/41450
- Название документа: О размере авансов по госконтрактам с учетом ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и принимаемых в связи с этим мер государственной поддержки
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 01.08.2024 № 02-11-10/72132 "Об увеличении размеров авансовых платежей в госконтрактах (договорах) в сфере закупок, заключаемых получателями средств бюджета субъекта РФ, в частности Республики Тыва"
- Письмо Минфина России от 13.06.2024 № 02-11-13/54557 "Об увеличении размера авансового платежа по контракту на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства и установлении (изменении) размера обеспечения его исполнения"
- Постановление Правительства РФ от 11.10.2024 № 1363 "Расширен список товаров при котором аванс по контракту должен составлять не менее 80%"
- Письмо Минфина России от 09.07.2024 № 02-11-14/64117 "О размерах авансовых платежей, включаемых в 2024 г. в условия госконтрактов на строительство свыше 600 млн руб., средства на финансовое обеспечение которых не подлежат казначейскому сопровождению"
- Вебинар от 30.08.2024 "Порядок и сроки оплаты - 44-ФЗ, 223-ФЗ"