Письмо Минфина России от 22.05.2020 № 24-03-08/42692 "О размере авансирования закупки в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в части возможности авансирования закупки в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, в размере до 100% суммы контракта, в рамках компетенции сообщает следующее.
Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
В этой связи следует учитывать, что письма Минфина России и его структурных подразделений не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену таких норм, а содержащаяся в них позиция является мнением ведомства и не может рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона № 44-ФЗ, в случае если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
Таким образом, участники закупки обязаны предоставить при заключении контракта обеспечение исполнения контракта в размере, соответствующем установленному размеру аванса.
С учетом изложенного, по мнению Департамента, установление авансирования закупки в размере 100% от суммы контракта приведет к увеличению финансовой нагрузки на участников закупки в связи с возникновением у такого участника обязанности предоставить при заключении контракта обеспечение исполнения контракта в размере, соответствующем установленному размеру аванса, и, как следствие, увеличению риска включения указанных участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с неисполнением соответствующего обязательства.
Вместе с тем в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции принят Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 124-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон № 124-ФЗ).
Так, Законом № 124-ФЗ внесены изменения в часть 6 статьи 96 Закона № 44-ФЗ, предусматривающие дополнительные меры поддержки поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в частности, с 1 июля 2020 года:
снижается минимальный размер обеспечения исполнения контрактов с 5% до 0,5% (в 10 раз);
исключается необходимость обязательного обеспечения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) гарантийных обязательств;
предусматривается возможность не устанавливать обеспечение исполнения контракта, по которому обеспечивается казначейское сопровождение расчетов;
предусматривается освобождение от обеспечения авансов, если осуществляется казначейское сопровождение расчетов по контракту в части таких авансов (размер обеспечения исполнения контракта при казначейском сопровождении аванса уменьшается и исчисляется от начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса);
допускается распространение вышеуказанных изменений на ранее заключенные контракты по соглашению сторон.
Департамент отмечает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 630 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. № 1803 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", предусматривающие случаи, при которых допускается внесение в 2020 году изменений в заключенные контракты в части увеличения размера авансового платежа до 50% цены контракта в пределах доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Пятница, 22 Май 2020
- Номер документа: 24-03-08/42692
- Название документа: О размере авансирования закупки в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 11.03.2025 № 02-11-06/23879 "О применении НПА, регулирующего установление авансовых платежей в размере не менее 80% в договорах (контрактах) при закупках промышленных товаров"
- Письмо Минфина России от 22.08.2024 № 02-11-13/79429 "Об установлении размеров авансовых платежей при заключении публично-правовой компанией контрактов, средства на финансовое обеспечение которых подлежат казначейскому сопровождению"
- Письмо Минфина России от 21.11.2024 № 24-06-06/116286 "О размере обеспечения исполнения контракта при увеличении цены контракта и размера аванса"
- Письмо Минфина России от 02.09.2024 № 02-11-13/83235 "Об увеличении в 2024 г. размеров авансовых платежей свыше 50% по государственным контрактам, заключенным в 2022 - 2023 гг"
- Письмо Минфина России от 01.08.2024 № 02-11-10/72132 "Об увеличении размеров авансовых платежей в госконтрактах (договорах) в сфере закупок, заключаемых получателями средств бюджета субъекта РФ, в частности Республики Тыва"