Письмо Минфина России от 26.01.2024 № 02-09-08/6396 "О действиях органа внутреннего государственного финансового контроля субъекта РФ при выявлении нарушений законодательства РФ в сфере закупок в ходе проверки исполнения контрактов"
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев письмо от 27.12.2023, сообщает следующее.
Согласно абзацу первому пункта 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Министерством финансов Российской Федерации не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению. Позиция аналогичного характера имеется в части отсутствия у Министерства финансов Российской Федерации полномочий по разъяснению иных нормативных правовых актов в установленной сфере.
Кроме того, в связи с отсутствием в письме информации о проведенном органом внутреннего государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации контрольном мероприятии, выявленных в ходе его проведения нарушениях, а также содержания замечаний Федерального казначейства, предъявленных в ходе проверки органа внутреннего государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации, представить всестороннюю и объективную позицию Минфина России по вопросам, указанным в данном обращении, не представляется возможным.
Вместе с тем полагаем возможным сообщить следующее.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Перечень объектов государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объект контроля) установлен положениями пункта 1 статьи 266.1 БК РФ, в соответствии с которым к объектам контроля в том числе относятся государственные (муниципальные) учреждения, получающие средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов.
При этом контроль в сфере закупок, в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", осуществляется органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (часть 9 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля в отношении объектов контроля осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Протоколы об административных правонарушениях, в соответствии со статьей 28.3 КоАП, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП, в пределах компетенции соответствующего органа. В соответствии со статьей 23.7.1 КоАП органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьей 7.29.3, частями 8 - 10 статьи 7.32 КоАП (в пределах своих полномочий).
Таким образом, по мнению Департамента, предметом государственного (муниципального) финансового контроля, включая контроль в сфере закупок, являются исключительно средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации (средства, предоставленные из бюджета).
При этом органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в рамках полномочий, установленных статьей 269.2 БК РФ, помимо контроля в сфере закупок осуществляются иные полномочия по контролю, в том числе контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов.
В этой связи полагаем, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при проверке (анализе) направлений финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых объектом контроля и являющихся предметом контроля, могут осуществлять контрольные действия в отношении всех финансово-хозяйственных операций в рамках указанных направлений, в том числе при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также в отношении операций и процедур, совершаемых объектом контроля при исполнении контрактов (договоров), источником финансового обеспечения которых одновременно являются как средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации, так и иные внебюджетные источники.
Также полагаем необходимым отметить, что в соответствии со статьей 28.1 КоАП поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ и услуг в ходе проверки исполнения контрактов, источником финансового обеспечения которых являлись как средства бюджета, так и иные внебюджетные источники, органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля могут быть приняты соответствующие меры реагирования, в том числе составлены протоколы об административных правонарушениях.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Пятница, 26 Январь 2024
- Номер документа: 02-09-08/6396
- Название документа: О действиях органа внутреннего государственного финансового контроля субъекта РФ при выявлении нарушений законодательства РФ в сфере закупок в ходе проверки исполнения контрактов
Скачать вложения:
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Федерального казначейства от 19.07.2024 № 07-04-05/03-20282 "О внесении изменений в соответствии с постановлением Правительства РФ № 888"
- Письмо Минфина России от 21.03.2024 № 02-09-10/25753 "О лицах, которые вправе проводить контрольные мероприятия и осуществлять контрольные действия в рамках внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок"
- Вебинар от 24.08.2023 "Введение машиночитаемых доверенностей: новые правила и особенности работы для заказчиков"
- Письмо Федерального казначейства от 28.06.2023 № 14-00-05/17885 "О предельном размере обеспечения исполнения контракта и предельном размере авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов"
- Уточнен перечень федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, полномочия которых в части централизованных закупок выполняет ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России»