Письмо Минфина России от 27.03.2024 № 24-06-09/27496 "Об оформлении независимых гарантий в целях обеспечения заявок на участие в закупке, исполнения контракта и договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием субъектов МСП"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 24.02.2024, направленное посредством электронной почты письмом от 24.02.2024, а также письмами от 27.02.2024, от 28.02.2024 и от 01.03.2024 по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее соответственно - Закон № 44-ФЗ, Закон № 223-ФЗ) в части порядка оформления независимой гарантии, сообщает следующее.
Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкование норм, терминов и понятий по обращениям, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции Департамент полагает возможным отметить следующее. Частью 1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ определено, что заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные в том числе банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 указанной статьи.
Согласно пунктам 2 и 3 части 6 статьи 45 Закона № 44-ФЗ основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является в том числе:
несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 статьи 45 Закона № 44-ФЗ;
несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом № 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 8.2 статьи 45 Закона № 44-ФЗ определены полномочия Правительства Российской Федерации по установлению дополнительных требований к независимой гарантии, а также типовой формы независимой гарантии, используемой для целей Закона № 44-ФЗ.
В реализацию указанных полномочий Постановлением № 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление № 1005)утверждены дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - дополнительные требования к независимой гарантии), типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта (далее - типовые формы независимых гарантий).
Согласно абзацу первому дополнительных требований к независимой гарантии независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта, и должна быть составлена по типовым формам независимых гарантий на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона № 44-ФЗ, с учетом указанных дополнительных требований.
Учитывая установленные пунктом 1 части 1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ положения, из совокупного толкования вышеуказанных норм следует, что выдаваемые банками независимые гарантии должны быть составлены такими банками по типовым формам независимых гарантий на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона № 44-ФЗ.
В части требований к независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) в соответствии с Законом № 223-ФЗ, Департамент сообщает следующее.
Частью 14.2 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ установлено, что несоответствие независимой гарантии, представленной участником конкурентной закупки с участием субъектов МСП, требованиям, предусмотренным указанной статьей, является основанием для отказа в принятии ее заказчиком.
Частью 31 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ установлены требования, которым должна соответствовать независимая гарантия, представляемая в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием субъектов МСП.
Также в реализацию части 32 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ издано Постановление № 1397 "О независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление № 1397), которым установлены в том числе дополнительные требования к независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием субъектов МСП, типовая форма независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого при осуществлении такой закупки.
Учитывая изложенное, независимая гарантия, представляемая в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием субъектов МСП, должна соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 3.4 Закона № 223-ФЗ, в том числе дополнительным требованиям, установленным Постановлением № 1397, и должна быть составлена по установленной Постановлением № 1397 типовой форме.
Департамент обращает внимание, что письма Минфина России и его структурных подразделений не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену таких норм, а содержащаяся в них позиция является мнением ведомства и не может рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Среда, 27 Март 2024
- Номер документа: 24-06-09/27496
- Название документа: Об оформлении независимых гарантий в целях обеспечения заявок на участие в закупке, исполнения контракта и договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием субъектов МСП
Скачать вложения:
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 31.10.2024 "Обзор основных нарушений заказчиков"
- Решение Арбитражного суда от 19.07.2024 по делу № А 40-88523/24-94-675 "Правомерное требование заказчика о предоставлении обеспечения заявки в виде независимой гарантии"
- Письмо Минфина РФ от 09.10.2024 № 23-07-09/97804 "О проведении мониторинга и оценки соответствия в отношении заказчиков, применяющих часть 8.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ"
- Письмо Минфина России от 23.07.2024 № 02-11-13/68863 "Об обращении взыскания на имущественные права должника - получателя бюджетных средств или участника казначейского сопровождения в рамках исполнительного производства"
- Письмо Минфина России от 16.09.2024 № 24-06-06/88175 "Об учете в объеме закупок у СМП, СОНКО закупок с привлечением к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО"