Письмо Минфина России от 28.09.2020 № 24-01-06/84658 "Об определении требований к товарам, работам, услугам и увеличении их предельных значений и цен при закупках для обеспечения деятельности лиц, замещающих государственные должности в субъекте РФ"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев в рамках установленной компетенции обращение от 02.09.2020 по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в части определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) для обеспечения деятельности лиц, замещающих государственные должности в субъекте Российской Федерации, сообщает следующее.
Согласно пункту 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции полагаем возможным сообщить следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации на основании положений Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2015 № 926 (далее - Правила № 926), устанавливают правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (далее - правила определения требований).
При этом положениями части 5 статьи 19 Закона № 44-ФЗ установлена обязанность государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения (далее - заказчики) на основании правил определения требований утвердить в том числе требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам учреждениями и предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (далее - ведомственный перечень).
Таким образом, государственные органы субъекта Российской Федерации утверждают ведомственные перечни с учетом Правил № 926, а также правил определения требований, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что норма части 5 статьи 19 Закона № 44-ФЗ является императивной, требования к закупаемым заказчиком отдельным видам товаров, работ, услуг, предусмотренные ведомственным перечнем, распространяются на все закупки заказчика и подведомственных ему учреждений и предприятий.
В соответствии с пунктом 4 Правил № 926 правила определения требований предусматривают обязательный перечень, который содержит отдельные виды товаров, работ, услуг, их потребительские свойства и иные характеристики, а также значения таких свойств и характеристик (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (далее - обязательный перечень) и (или) обязанность заказчиков устанавливать значения указанных свойств и характеристик.
При этом пунктом 10 Правил № 926 предусмотрено, что в обязательный перечень включаются отдельные виды товаров, работ, услуг в соответствии с указанными в пункте 11 указанных Правил № 926 обязательными критериями, значения которых рассчитываются исходя из выплат по контрактам и из количества контрактов, заключаемых в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, а в случае установления в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Правил № 926 дополнительных критериев - в соответствии с такими критериями.
Кроме того, обязательный перечень включает отдельные виды товаров, работ, услуг, в отношении которых обязательным перечнем, содержащимся в правилах определения требований, утвержденных Правительством Российской Федерации, а именно в Правилах определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2015 № 927, установлены предельные цены и (или) значения характеристик (свойств) таких товаров, работ, услуг.
Согласно положениям пункта 13 Правил № 926 требования к отдельным видам товаров, работ, услуг определяются с учетом категорий и (или) групп должностей работников, если затраты на приобретение отдельных видов товаров, работ, услуг на обеспечение функций государственных органов субъектов Российской Федерации (включая соответственно территориальные органы, подведомственные им казенные учреждения) в соответствии с правилами определения нормативных затрат, утвержденными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются с учетом категорий и (или) групп должностей работников.
Таким образом, если затраты на приобретение отдельных видов товаров, работ, услуг на обеспечение функций государственных органов субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами определения нормативных затрат, утвержденными высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливаются без учета категорий и (или) групп должностей работников, то требования к отдельным видам товаров, работ, услуг определяются без учета категорий и (или) групп должностей работников.
При этом по вопросу о возможности увеличения предельных значений и цен на закупку товаров, работ, услуг полагаем необходимым отметить, что положениями Закона № 44-ФЗ, Правил № 926 не предусмотрено право заказчика увеличивать значение предельных значений свойств и иных характеристик, а также цен, установленных в обязательном перечне.
Вместе с тем обращаем внимание, что нормирование в сфере закупок является механизмом, направленным на обеспечение достижения целей эффективного использования бюджетных средств.
Механизм нормирования товаров, работ, услуг позволяет обеспечивать государственные и муниципальные нужды, но не допускает осуществление закупок товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства, характеристики или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дополнительно отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который заключается в том, что участники бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджетов должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств в рамках установленных им бюджетных полномочий.
Таким образом, закупки государственных органов субъектов Российской Федерации должны отвечать основополагающим принципам и целям контрактной системы в сфере закупок и не должны противоречить положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Понедельник, 28 Сентябрь 2020
- Номер документа: 24-01-06/84658
- Название документа: Об определении требований к товарам, работам, услугам и увеличении их предельных значений и цен при закупках для обеспечения деятельности лиц, замещающих государственные должности в субъекте РФ
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 28.12.2021 № 24-06-07/106845 "Об установлении заказчиком требований к участникам закупки товаров, работ, услуг"
- Письмо Минфина России от 21.06.2024 № 02-12-10/57526 "О применяемом законодательстве при заключении контракта банковского сопровождения по проведению мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, не предусматривающего оплату услуг банка"
- Письмо Минфина России от 24.10.2024 № 24-06-09/103309 "О решении заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта"
- Вебинар от 02.11.2024 "Способы самозащиты прав поставщика при незаконных требованиях в документах закупке"
- Письмо Минфина России от 24.10.2024 № 24-06-09/103488 "О представлении справки об отсутствии судимости и требованиях к сроку ее выдачи при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг"